Каждый третий клиент сервисов онлайн-кредитования пользуется их услугами при возникновении непредвиденных расходов. В них входят покупка вещей первой необходимости, оплата счетов и срочный ремонт бытовой техники. Об этом говорится в исследовании компании MoneyMan, в рамках которого были изучены данные более 35 тыс. пользователей в возрасте от 18 до 70 лет.
Результат в 34,3% оказался вполне ожидаемым, потому что, обращаясь в онлайн-сервисы, клиент может рассчитывать на очень быстрое рассмотрение заявки и перечисление нужной суммы на свой счет уже в день обращения.
«В случаях непредвиденных расходов граждане не всегда хотят брать кредит у МФО, так как можно воспользоваться кредитными картами. Но бывает и так, что на картах закончился лимит», — комментирует исследование аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.
«Статистика этот факт подтверждает. По данным компаний «Эквифакс» и «Е заем», за последние два года выросла доля россиян, имеющих одновременно и кредит в банке, и заем в МФО — если на 30 июня 2015-го таких было 1,8%, то на 30 июня 2017-го — уже 4,9%», — отмечает аналитик.
На втором месте по популярности — займы на ремонт жилья. 11,2% респондентов ответили, что пользуются услугами сервисов альтернативного кредитования, чтобы улучшить жилищные условия, сделать ремонт в квартире или на даче. Это на 0,8% больше, чем в 2016 году.
«Если рассматривать ремонт жилья как капиталоемкий проект, а не разовую трату на новую сантехнику, то логично подключить целый набор разнообразных источников финансирования», — считает директор аналитического департамента ИК «Golden Hills — КапиталЪ АМ» Михаил Крылов.
Он отмечает, что одним из них могут быть, естественно, онлайн-займы. «В зависимости от уровня дохода и сбережений ремонт можно оплачивать с депозита в банке, с кредитных карт и даже благодаря инновационным финансовым продуктам. В настоящее время динамика реальных доходов населения такова, что риск-профиль у всех разный. Кто наращивает доход, тот может им рискнуть», — отмечает эксперт.
Третьей по величине группой затрат стала покупка бытовой техники и электроники. 10,2% клиентов онлайн-сервисов брали деньги на эти цели. По сравнению с прошлым годом популярность займов на покупку бытовой техники и электроники заметно выросла с 7,9%.
На детей и организацию различных праздников клиенты онлайн-компаний стали оформлять кредиты реже — на эту цель пришлось 10,1% от всех займов против прошлогодних 11,1%.
Немного чаще стали оформлять займы на погашение действующих кредитных обязательств. В 2017 году на эту цель пришлось около 8,4%, что на 0,7 процентного пункта больше, чем годом ранее.
«Понятно, что человек с большей охотой воспользуется банковской кредиткой, чем дорогим онлайн-займом, но дело в том, что получить лимит кредитования по карте намного сложнее», — считает ведущий аналитик TeleTrade Марк Гойхман.
«Этим же во многом объясняется стремление людей получить новый онлайн-заем для погашения предыдущих кредитов. При возможности использовать другой (более дешевый) источник денежных средств заемщик воспользуется им. А повторные займы берутся именно из-за отсутствия иных возможностей погашения. И это легче и часто дешевле, чем пытаться договориться об изменении условий кредита. Поскольку кредиторы крайне неохотно идут на такой шаг, а при любой просрочке включаются штрафные санкции и портится кредитная история», — отмечает аналитик.
Около 7,7% заемщиков рассказали, что оформляли займы на развитие своего бизнеса. Это достаточно высокий показатель даже по сравнению с прошлым годом, который говорит о том, что экономическая ситуация в стране стабилизировалась, что позитивным образом влияет на развитие малого и среднего бизнеса. Еще в прошлом году лишь 4,5% заемщиков оформляли займы на такие цели.
На ремонт и обслуживание автомобиля, а также оплату штрафов было оформлено около 6,1% займов. Еще в прошлом году эта цифра была меньше — 4,4%. На последнем месте — займы на медицинские услуги и страхование (5,5% от общего количества), а также путешествия и отдых (4,3% от общего количества). Эти категории были непопулярны и в 2016 году — тогда на медицинские услуги было оформлено 4,5% займов, а на развлечения — всего 2,8%.
Из данного исследования можно сделать вывод, что доля займов на непредвиденные расходы уменьшилась в отличие от всех остальных. Это говорит о том, что пользователи стали более внимательно относиться к планированию своих расходов и благодаря этому реже сталкиваются с нехваткой денежных средств в непредвиденных ситуациях.
Наталья СТРЕЛЬЦОВА, Banki.ru
Комментарии