Стоит ли банкам кредитовать стартапы?

16091
Основатели инновационных бизнес-проектов (стартапов) на определенном этапе сталкиваются с необходимостью привлечения внешних инвестиций. Получить кредит в банке стартапу непросто: банкиры считают такое направление высокорискованным. За и против кредитования инноваторов высказались эксперты инвестиционного холдинга «Финам» и Ситибанка.
Стоит ли банкам кредитовать стартапы?
Максим Рыбин
Руководитель управления корпоративных финансов инвестиционного холдинга «Финам»
Если банк имеет опыт экспертизы в области инновационных проектов, то он может принять положительное решение о выделении кредита

Целесообразность кредитования стартапа зависит от компетентности банка. В ряде случае это возможно. Если банк имеет опыт экспертизы в области инновационных и венчурных проектов, то он может точнее оценить перспективы и риски и принять положительное решение о выделении кредитных средств. В частности, это может быть банк, аффилированный с инвестиционной компанией или фондом прямых инвестиций, работающими в этом секторе.

Для снижения рисков необходимо уметь оценивать не только перспективы стартапа, но и его «имущество». В частности, интернет-стартапы не всегда ограничиваются компьютерами и офисной мебелью. Предположим, какой-нибудь предприниматель создал серьезный задел: приобрел дорогую современную аппаратуру, отснял библиотеку контента (на которую оформил все юридические права) и приступил к продвижению своего продукта. Ему обязательно на это понадобятся средства: зарплата, реклама и так далее.

Банки можно понять — риски и перспективы в инновационном бизнесе оценить сложно, а наращивать риски по своему кредитному портфелю имеет смысл при ставке процента значительно большей, чем могут себе позволить такие заемщики. Инновационная компания становится интересна кредитору, когда у нее появляется стабильная выручка (несколько миллионов рублей в месяц) и бизнес растет. Владелец, испытывая потребность в финансировании, предпочитает сохранить свою долю в компании, однако, как правило, у него не оказывается ликвидного залога, под который он мог бы получить кредит в банке. Это часто вызывает некоторый ступор в развитии бизнеса — прямые инвесторы требуют слишком большую долю по низкой цене, до выхода в поисках капитала на рынок облигаций, а тем более акций, бизнес еще не дорос, в то время как получить кредит на развитие не представляется возможным.

Стоит ли банкам кредитовать стартапы?
Виктор Рожков
Руководитель департамента коммерческого банкинга Ситибанка
Нигде в мире традиционные коммерческие банки не являются «проводниками» финансирования стартапов

Нигде в мире традиционные коммерческие банки не являются «проводниками» финансирования стартапов в традиционном понимании этого слова. Термин «стартап» ассоциируется с интернет-компаниями и, в более широком смысле, с новыми проектами в отраслях высоких технологий. Такие проекты по определению высокорискованны — по статистике через несколько лет «выстреливает» лишь один из 10—15, а остальные обречены на забвение. Поэтому ожидания доходности у инвесторов в такие проекты очень высокие — удачный проект должен окупить инвестиции в несколько неудачных.

Коммерческие банки традиционно стремятся к минимизации рисков: они любят заемщиков с устоявшимся и прозрачным бизнесом — понятными клиентами, хорошим денежным потоком, приемлемым уровнем долговой нагрузки. За тем, чтобы коммерческие банки не слишком рисковали деньгами своих вкладчиков, внимательно следят и регуляторы — центральные банки. В случае же со стартапами с точки зрения инвестора риски надо, наоборот, максимизировать, то есть быть готовым вкладывать в проекты высокорискованные, но при этом обладающие максимальным потенциалом отдачи. Высокие риски в таких новых проектах готовы принимать, в обмен за вознаграждение — высокую доходность, венчурные инвесторы. Механизм финансирования, применяемый тут, — инвестиции в капитал, а не кредитование. В отличие от банка, помимо «аппетита к риску», венчурные инвесторы имеют возможность разобраться в перспективности конкретного проекта, обладают необходимой экспертизой в конкретных индустриях, например в IT или биотехнологиях, при этом готовы тратить время на анализ небольших проектов. Банки же в целом предпочитают более низкую доходность, но при этом хотят быть уверены в возврате своих «инвестиций» — кредитов.

Источник: Banki.ru

Продукты Банки.ру