Большую часть 2020 года ставки по банковским рублевым вкладам неуклонно снижались. Если в начале года средняя максимальная ставка десяти крупнейших на рынке вкладов банков приближалась к 6%, то к началу октября был достигнут абсолютный минимум за всю историю мониторинга показателя — 4,33% годовых. Однако у вкладчиков остаются робкие надежды на то, что уже в самое ближайшее время ставки по вкладам могут снова начать расти.
Движение вниз: ЦБ и инфляция
Тенденция к падению ставок в 2020 году обусловлена прежде всего мягкой процентной политикой Банка России в виде снижения ключевой ставки на фоне замедления темпов роста инфляции. Паузы в снижении ставок по вкладам происходили лишь в краткосрочные периоды оттока клиентских средств. Например, в конце марта, перед самым введением карантина, когда часть вкладчиков предпочла перестраховаться и забрать свои средства; а также в начале мая, когда средства забирали из банков в рамках подготовки к длинным праздничным дням. В обозначенные периоды банки были вынуждены реагировать на отток средств повышением ставок по вкладам, однако рост был совсем небольшим и краткосрочным, так как особых проблем с ликвидностью банки при этом не испытывали.
Движение вверх: бюджет и ОФЗ
В октябре и ноябре ситуация претерпела изменения. Федеральный бюджет, выступавший большую часть года чистым поставщиком денежных средств в банковский сектор, довольно резко стал главным каналом их изъятия у российских банков. Дело в том, что в октябре и ноябре российский Минфин буквально в экстренном порядке разместил рекордные объемы облигаций федерального займа (ОФЗ), финансируя таким образом образовавшийся в кризис дефицит бюджета. По всему было видно, что привлечь необходимый объем финансирования на рынке госдолга Минфин желал до подведения итогов президентских выборов в США, поскольку победа Джо Байдена грозила усилением санкционной риторики, а значит, была риском для российского рынка гособлигаций. Если раньше основными покупателями ОФЗ на аукционах Минфина выступали зарубежные институциональные инвесторы, то на этот раз правительство договорилось с крупнейшими российскими банками (преимущественно государственными), которые и выкупили основной объем гособлигаций. Банки в этом деле подстраховывал ЦБ: регулятор проводил дополнительные операции РЕПО, предоставляя кредитные средства на сроки в один месяц и один год. В результате в октябре банки заняли у ЦБ в РЕПО на месяц 600 млрд рублей, а в ноябре увеличили задолженность вдвое — до 1,2 трлн рублей. Помогал банкам и сам Минфин, проводя одновременно с аукционами ОФЗ встречные аукционы по размещению временно свободных средств в кредитных организациях.
Однако, несмотря на всю поддержку банковского сектора госсредствами, нагрузка на ликвидную позицию банков все же заметно возросла из-за выкупа рекордных объемов ОФЗ. Так, в октябре было размещено ОФЗ на 1,5 трлн рублей, а в ноябре — на 800 млрд рублей. В итоге план по привлечению средств на рынке госдолга на IV квартал в 2 трлн рублей Минфин выполнил с помощью крупнейших банков еще в начале ноября. Однако часть кредитных организаций была вынуждена повысить ставки по вкладам, привлекая дополнительное финансирование от населения для выкупа гособлигаций.
В результате с первой декады октября по вторую декаду ноября включительно средняя максимальная ставка по депозитам выросла с 4,33% до 4,54% годовых. На первый взгляд рост совсем небольшой, но тем не менее ставка достигла своего максимума с конца июля.
Снова вниз: приток наличных
Казалось бы, тренд на снижение ставок по вкладам был переломлен, однако уже ближе к концу ноября депозитная ставка вновь откатилась вниз, потеряв около 10 базисных пунктов. Разместив весь план по ОФЗ, Минфин заметно снизил активность на первичном рынке госдолга, что, в свою очередь, уменьшило нагрузку и на ликвидную позицию банковского сектора. Потребности в рублевых средствах у банков сократились, а значит, и ставки по вкладам снова двинулись вниз.
Кроме того, в ноябре наблюдалась еще одна любопытная тенденция в банковском секторе, вероятно, способствовавшая обратному снижению ставок. Почти весь 2020 год население и бизнес непрерывно забирали наличные из российских банков. Так, с февраля по октябрь включительно нетто-отток средств из банковской системы по каналу наличных денег составил порядка 2,5 трлн рублей. С июля отток средств через наличные начал постепенно снижаться и, наконец, в ноябре сменился чистым притоком средств. В частности, приток наличных в банки наблюдался почти всю вторую половину ноября и составил порядка 166 млрд рублей. Вероятно, именно приток наличных в том числе заставил кредитные организации несколько снизить депозитные ставки после их повышения в октябре — ноябре.
Надежды на рост остаются
У вкладчиков все же остаются определенные надежды на то, что уже в самое ближайшее время ставки по вкладам могут снова продемонстрировать рост. Этому будут способствовать сразу несколько факторов.
Основной из них — крупные погашения банками бюджетных средств в декабре. Дело в том, что до конца года крупнейшие российские банки должны вернуть Минфину и Федеральному казначейству крупные суммы по депозитам (это в основном те самые средства, которыми Минфин подстраховывал банки в октябре — ноябре для выкупа ОФЗ). С одной стороны, у банковского сектора не должно возникнуть сложностей с этим процессом, так как одновременно из бюджета до конца года в банковскую систему придут встречные объемы средств. Так происходит практически каждый год, и связано это с традиционным оттягиванием исполнения расходной части бюджета в стране на самый конец года. Кроме того, поддержку банкам кредитами всегда готов оказать Банк России. Тем не менее нельзя исключать, что движение, или, лучше сказать, круговорот бюджетных средств будет проходить не столь гладко. Например, где-то средства из бюджета могут прийти банкам позже, чем они погасят депозиты Казначейства. То есть погашение бюджетных средств и их возврат в банковскую систему не всегда могут точно совпасть по срокам, что, вероятно, вынудит отдельные банки временно повысить ставки по вкладам для привлечения дополнительных средств от населения.
Еще один фактор, который может усилить потребности банков в рублевых средствах и, соответственно, способствовать повышению депозитных ставок, — это уже упомянутые потоки наличных денежных средств. Если в ноябре граждане и бизнес приносили наличные деньги в банки, то с началом декабря наличные стали снова активно утекать из банковской системы (минус 50 млрд рублей за первую неделю месяца). Можно предположить, что до конца года отток лишь усилится в связи с подготовкой к длинным праздникам (например, в прошлом году чистый отток наличных в декабре превысил 400 млрд рублей) и создаст дополнительное давление на ликвидность банков в период крупных погашений бюджетных средств.
Наконец, в пользу подъема ставок играет и ускорение темпов инфляции. Так, по итогам ноября инфляция в годовом выражении составила 4,42%, превысив таким образом ключевую ставку ЦБ (4,25%) и верхнюю границу его прогноза на конец 2020 года (3,9–4,2%). Такая ситуация не только заметно сокращает возможность еще одного снижения ключевой ставки ЦБ в декабре, но даже может ужесточить риторику регулятора, что будет расценено участниками финансового рынка как сигнал к возможности повышения ставок в 2021 году.
Все вместе может снова привести к кратковременному повышению депозитных ставок банков в конце текущего или начале следующего года. Вероятнее всего, если рост ставок состоится, то он будет преподнесен в виде специальных сезонных предложений или акций банков. Таким приемом крупные кредитные организации пользуются уже давно, предлагая в случае необходимости временные вклады с повышенными ставками, а не поднимая ставки по всей линейке депозитных продуктов (как только потребность в ресурсах снижается, акционные вклады убираются из линейки).
Аналитический Центр Банки.ру
Тенденции в динамике ставок на 2021 год, безусловно, будут определяться целым рядом макроэкономических факторов и условий как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также дальнейшим развитием событий, связанных с пандемией, поэтому построить точный прогноз сейчас просто нет возможности. В то же время два ключевых для ставок фактора можно выделить уже сейчас. С одной стороны, в период пандемии Банк России в любом случае будет стараться удерживать ключевую ставку на минимально возможном уровне для доступности кредитов экономике, что будет ограничивать любые движения ставок по вкладам вверх. С другой стороны, российский бюджет в 2021 году сохранится в дефиците, а главным инструментом его финансирования останется государственный долг, выкупать который будут все те же госбанки. В случае нехватки средств для выкупа госдолга банковский сектор будет каждый раз обращаться за ресурсами населения, привлекая средства кратковременным повышением ставок.
Аналитический центр Банки.ру