Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) представляет результаты опроса, посвященного оценке доступности финансовых услуг российскими предприятиями.
Чаще всего российские предприятия пользуются такими банковскими услугами как расчетно-кассовое обслуживание в рублях (78% опрошенных компаний), кредитование и зарплатные проекты (по 60%). Также около трети опрошенных предприятий используют лизинг (35%), систему дистанционного банковского обслуживания «Интернет-Банк» (34%), иные системы дистанционного банковского обслуживания (36%), услуги инкассации наличности (33%). Около четверти предприятий пользуются международными расчетами и валютным контролем (25%), а также аккредитивами (23%), четверть — срочными депозитами (22%) и операциями с ценными бумагами (21%).
Исследование показало, что за последний год за получением кредита в банк обращались 84% предприятий. Причем, чем меньше по численности сотрудников компания, тем реже ее руководители пользовались кредитованием (брали кредит 69% организаций с численностью до 30 человек против 92% — с численностью 300—499 человек).
Как показали результаты исследования, большинство руководителей предприятий отметили, что за последний год получить кредит в банке стало сложнее (64%). Причем около четверти опрошенных указали, что эта процедура намного усложнилась (26%). Для 12% компаний, наоборот, это сделать стало проще.
Стоит отметить, что усложнение процедуры получения кредита наиболее склонны отмечать руководители средних по численности сотрудников предприятий (100—300 человек) — 70%, а упрощение — руководители крупных компаний (300—500 человек) — 19% опрошенных.
Для большей части предприятий получить банковский кредит стало дороже (67%), при том что, по мнению четверти (25%) руководителей это стало намного дороже. 8% же опрошенных отметили, что кредиты для компаний подешевели. Любопытно, что подорожание кредитов для предприятий чаще замечают те опрошенные, которые сетовали усложнение этой процедуры: это руководители средних по численности компаний (100—300 человек) — 72—74%.
Исследование проводилось в октябре 2009 года методом онлайн опроса руководителей предприятий РФ. Всего было опрошено 1100 респондентов в 33 регионах.
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Какими банковскими услугами пользуется Ваше предприятие?», % от ответивших
Расчетно-кассовое обслуживание в рублях | 78 |
Кредитование | 60 |
Операции с банковскими картами (зарплатные проекты) | 60 |
Прочие системы дистанционного банковского обслуживания (Банк-Клиент и т. п.) | 36 |
Лизинг | 35 |
Система дистанционного банковского обслуживания «Интернет-Банк» | 34 |
Услуги по доставке/инкассации наличности | 33 |
Международные расчеты и валютный контроль | 25 |
Аккредитивы и банковские гарантии | 23 |
Срочные депозиты | 22 |
Операции с ценными бумагами (купля-продажа акций, облигаций, векселей) | 21 |
Торговое финансирование | 12 |
Депозиты «овернайт» | 9 |
Факторинг | 8 |
Снижение рисков потерь от колебаний курсов валют (хеджирование) | 6 |
Эквайринг | 5 |
Организация и размещение синдицированных кредитов и облигационных займов | 3 |
Другое (укажите) | 0 |
Затрудняюсь ответить/отказ от ответа | 4 |
*Сумма ответов превышает 100%, т. к. вопрос предусматривал несколько вариантов ответа
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Как изменилась ситуация с получением банковского кредита для вашей организации за последние 12 месяцев в отношении доступности кредита?», % опрошенных предприятий
Кредит получить стало намного сложнее | 26 |
Кредит получить стало сложнее | 38 |
Кредит получить стало легче | 9 |
Кредит получить стало намного легче | 3 |
За последние 12 месяцев наша компания за кредитом не обращалась | 16 |
Затрудняюсь с ответом / Отказ от ответа | 8 |
Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «Как изменилась ситуация с получением банковского кредита для вашей организации за последние 12 месяцев в отношении доступности кредита?», в зависимости от численности работников предприятия, % (по столбцу) опрошенных предприятий
Всего опрошенных | До 30 человек | 30—99 человек | 100—199 человек | 200—299 человек | 300—499 человек | 500 человек и более | |
Кредит получить стало сложнее | 64 | 52 | 57 | 70 | 70 | 65 | 65 |
Кредит получить стало легче | 12 | 6 | 13 | 9 | 12 | 19 | 12 |
За последние 12 месяцев наша компания за кредитом не обращалась | 16 | 31 | 21 | 14 | 14 | 8 | 14 |
Затрудняюсь с ответом / Отказ от ответа | 8 | 10 | 9 | 8 | 4 | 8 | 10 |
Таблица 4. Распределение ответов на вопрос: «Как изменилась ситуация с получением банковского кредита для вашей организации за последние 12 месяцев в отношении стоимости кредита?», % опрошенных предприятий
Кредит получить стал намного дороже | 25 |
Кредит получить стало дороже | 42 |
Кредит получить стало дешевле | 7 |
Кредит получить стало намного дешевле | 1 |
За последние 12 месяцев наша компания за кредитом не обращал | 16 |
Затрудняюсь с ответом / Отказ от ответа | 9 |
Таблица 5. Распределение ответов на вопрос: «Как изменилась ситуация с получением банковского кредита для вашей организации за последние 12 месяцев в отношении стоимости кредита?», в зависимости от численности работников предприятия, % (по столбцу) опрошенных предприятий
Всего опрошенных | До 30 человек | 30—99 человек | 100—199 человек | 200—299 человек | 300—499 человек | 500 человек и более | |
Кредит получить стало дороже | 67 | 57 | 60 | 72 | 74 | 69 | 66 |
Кредит получить стало дешевле | 8 | 5 | 9 | 5 | 9 | 18 | 6 |
За последние 12 месяцев наша компания за кредитом не обращалась | 16 | 31 | 23 | 15 | 14 | 8 | 14 |
Затрудняюсь с ответом / Отказ от ответа | 9 | 7 | 8 | 8 | 4 | 5 | 13 |