Инна Лунева: Росбанк, входящий в десятку системно значимых банков, в семерку самых надежных по рейтингу Forbes, банк с французским капиталом и русским лицом, делает ставку на малый бизнес. Чем порадует он предпринимателей, узнаем у Андрея Сокольского, члена правления Росбанка. Андрей, приветствую вас!
Андрей Сокольский: Добрый день.
– Практически нет предпринимателей, которые не жаловались бы на недоступность кредитов, а Росбанк заявляет, что готов работать в интересах малого бизнеса. Почему банки неохотно работают с малым бизнесом?
– Нас это не касается. Вы абсолютно верно заметили, что Росбанку этот бизнес интересен. И я могу сказать, что у нас в 2016 году в сравнении с 2015 годом зафиксирован значительный рост объемов выдачи кредитов в этом сегменте. В частности, сейчас мы отмечаем рост в три раза год к году.
– Ух ты!
– Почему нам этот бизнес интересен? Есть несколько причин. Во-первых, мы как универсальный банк занимаемся и крупным корпоративным бизнесом, и обслуживанием розничных клиентов, и работой с сегментом малого бизнеса. Наша основная компетенция как банкиров – это работа с риском. Соответственно, мы минимизируем собственные риски. Вторая причина фундаментальная – то, что это растущий рынок с хорошей маржинальностью для банка.
– Любой бизнесмен знает, что, как бы успешно его компания ни развивалась, без кредитов ему не обойтись. Время от времени требуется расширение бизнеса, пополнение оборотных средств. Деньги нужны всегда и на многое. Где их лучше взять? Какие есть варианты?
– Есть несколько источников финансирования. И помимо заемных средств это также может быть инвестирование в капитал компании. Как правило, этим занимаются инвестиционные и венчурные фонды. Если же говорить о кредитовании, о займах, то, как правило, это либо банки, либо микрофинансовые организации.
– А где лучше для предпринимателя?
– На наш взгляд, конечно же, лучше работать с банками. Потому что банковская отрасль достаточно серьезно регулируется в стране в отличие от МФО. И стоимость кредитования в банках значительно ниже, чем в МФО. Плюс, если позволите, третий фактор – банки помимо кредитования могут предложить также дополнительный спектр услуг. Например, расчетно-кассовое обслуживание, дополнительные юридические и информационные сервисы. Я не говорю о том, что у ряда компаний есть специфические потребности. Например, у импортеров и экспортеров. И мы, конечно, можем предлагать достаточно широкий спектр услуг, связанный с валютным контролем, с открытием паспортов сделок и полным сопровождением внешнеэкономической деятельности компании.
– Чем занимаются ваши клиенты, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность?
– У них абсолютно разные направления бизнеса. Если мы говорим об импорте, то это импорт комплектующих, стоматологического оборудования, продуктов питания. Если речь идет об экспорте, то палитра тоже достаточно широкая. Есть компании, которые экспортируют грибы и ягоды в Германию. Есть те, которые экспортируют сувенирную продукцию. В Сибири, в Иркутске, у нас есть очень хороший клиент, который экспортирует детали к вертолетам.
– А что интересного вы предлагаете для таких компаний?
– Для новых компаний – партнеров банка, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, у нас сейчас есть очень хорошее предложение в Росбанке, в рамках которого мы предоставляем возможность бесплатного открытия двух валютных счетов, бесплатное подключение интернет-банка, бесплатное сопровождение паспорта сделки, валютный контроль, а также льготные тарифы на конвертацию и на трансграничные переводы.
– Вы себя сравниваете больше с российскими банками или с европейскими, западными банками?
– Мы являемся частью крупнейшей международной группы – Societe Generale, история которой насчитывает более 150 лет. И, работая в России, в первую очередь мы, конечно, сравниваем себя с российскими банками. Потому что мы конкурируем здесь и сейчас. И для нас важно полностью соответствовать требованиям, ожиданиям российских компаний.
– В чем специфика работы с малым бизнесом?
– Если сравнивать с крупным корпоративным бизнесом, можно говорить, что прозрачность ниже. С чем это связано? У крупных корпоративных клиентов, как правило, есть аудированная «большой четверкой» отчетность и т. д. Компании малого бизнеса, за редким исключением, не пользуются услугами аудиторов. Поэтому мы должны обладать определенной экспертизой на стороне банка, чтобы самим полноценно оценить бизнес контрагента, понять его, для того чтобы иметь возможность качественно обслуживать и кредитовать компанию. Основных кредитных продукта три. Первый – это пополнение оборотного капитала. Второй – это краткосрочный овердрафт. Третий – это инвестиционное кредитование. Как правило, это кредитование на какие-то капитальные вложения.
– А на что, кстати, чаще берут кредиты? Инвестиционные или на пополнение оборотных средств?
– В основном, конечно, на пополнение оборотных средств.
– Кому проще получить кредит в Росбанке – торговым компаниям или тем, кто занимается реальным производством?
– Я бы так не разграничивал. Потому что мы в первую очередь смотрим на прозрачность компании, на качество, насколько у компании здоров бизнес, на ее финансовые показатели. И, например, торговая компания может быть более здоровой, чем производственная.
– Но есть такие «лакомые» клиенты для банка – это кто?
– Для нас, конечно, самые лучшие клиенты – это те компании, которые работают с нами комплексно, пользуются не одним нашим продуктом, не одним сервисом. Как правило, это компании, которые и на расчетно-кассовом обслуживании находятся, а также кредитуются и полностью расплачиваются по кредиту. И берут у нас дополнительные кредитные средства.
– Но все-таки у банка, наверное, есть какие-то предпочтения? С клиентами из каких секторов экономики вы преимущественно работаете?
– Мы работаем с компаниями практически из всех секторов экономики. Но основная масса, конечно, это торговые компании, компании из сферы услуг, производственные компании. Среди торговых компаний есть и оптовики, и те, кто занимается розничной торговлей.
– Вы говорили вначале про внешнеэкономическую деятельность. Чем эти компании вам интересны? Ведь там же рисков больше? Есть какие-то нестандартные решения, которые вы предлагаете для этих компаний?
– Я бы не говорил, что компании, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, несут в себе больше рисков. Нам эти компании интересны, потому что им требуется дополнительная экспертиза на стороне банка. Это валютный контроль, о котором я говорил. И мы, оказывая этот сервис, можем взять компанию на полное комплексное обслуживание.
– Много таких компаний?
– Достаточно. У нас в настоящий момент порядка 5% всей нашей клиентской базы в сегменте микро- и малого бизнеса занимаются внешнеэкономической деятельностью.
– То, чем без исключения пользуются все предприятия, – это расчетно-кассовое обслуживание. И все хотят здесь сэкономить. Есть ли у вас совет, как можно сэкономить?
– Да, конечно. Если говорить о Росбанке, то мы предлагаем нашим клиентам именно те продукты, набор услуг, который нужен компании.
– То есть компания сама выбирает: хочу вот это, хочу это?..
– Абсолютно точно. Соответственно, это не пакет с определенным перечнем услуг, частью которых клиент потом не пользуется. В случае работы с Росбанком вы берете именно тот набор продуктов и услуг, который вам нужен. И вы не переплачиваете. Во-вторых, каждой компании мы предоставляем персонального менеджера. И это тоже облегчает работу компании с Росбанком, потому что нужно меньше трудозатрат на взаимодействие с банком. Кроме того, высвобождается время предпринимателя, время сотрудников компании, которое они могут посвятить своему текущему бизнесу, а не общению с банком.
Третий фактор носит периодический характер, это специальные акции, которые важно предлагать на регулярной основе. И в настоящий момент в Росбанке есть специальная акция для партнеров, приходящих к нам на обслуживание из других банков. В соответствии с ее условиями мы предоставляем три месяца бесплатного обслуживания. Акция называется «Надежный партнер». Работаем по принципу try & buy. То есть клиент может получить бесплатный трехмесячный «тест-драйв» наших услуг. Проверить, как работает банк, насколько он нравится. И после уже перейти на полное обслуживание к нам, в Росбанк.
– Если на обслуживание в банк приходит группа компаний, это дает какое-то преимущество? Или лучше, чтобы каждая компания обслуживалась в разных банках?
– Для группы компаний у нас есть специальное предложение – «Альянс», в рамках которого мы делаем скидку на обслуживание от 20% до 40%.
– То есть выгодно приходить.
– Конечно.
– Я знаю, что у вас есть карта самоинкассации. Что это такое и где применяется?
– Это очень удобный и современный продукт. Он позволяет компании не пользоваться услугами инкассаторов. Если мы говорим о какой-то розничной сети, где много точек, каждому кассиру можно заказать такую карточку, и он сможет в конце дня подойти к ближайшему банкомату Росбанка с функцией cash-in и внести средства на расчетный счет компании через это устройство. Владельцу компании сразу приходит СМС-оповещение о поступлении средств на счет.
– Сейчас активно развивается ДБО. Наверное, это правильно, это удобно. Справедлив ли этот тренд при взаимодействии с предпринимателями?
– Конечно. Предприниматели сейчас все больше и больше времени хотят уделять собственному бизнесу. И меньше времени тратить на какие-то другие сопутствующие процессы, в том числе на взаимодействие с банком. Помимо очень хорошего интернет-банка, мы сейчас запустили новый продукт, который называется «Бизнес-поддержка». По сути, это специализированный кол-центр. Клиент, обслуживающийся в Росбанке, получает ID и затем может пользоваться услугами этого специализированного центра, назвав соответствующий пароль и свой ID. С помощью «Бизнес-поддержки» можно получить всю необходимую информацию по счету, какие операции осуществлялись и т. д.
– А будут ли, как вам кажется, в связи с появлением новых технологий снижаться тарифы для бизнеса? Ваш прогноз?
– Мой прогноз? Да, конечно.
– Как? На сколько?
– Сложно сказать, на сколько. Это зависит от уровня проникновения услуг. Но тренд явно выраженный, что бизнес уходит в Интернет, в mobile. Все больше и больше наших клиентов пользуются удаленными сервисами.
– В конце прошлого года в связи с отзывом у ряда банков лицензий у Росбанка был приток клиентов малого бизнеса, микробизнеса. Продолжается ли этот приток?
– Да, продолжается. Достаточно большое количество банков, как вы знаете, уходят с рынка. И выигрывают от этой ситуации, конечно, самые крупные и самые надежные банки, к которым Росбанк тоже относится. Мы входим в десятку системно значимых банков России, по мнению ЦБ. Плюс мы входим в семерку самых надежных банков по рейтингу Forbes, что тоже немаловажно и приятно. И конечно, мы видим этот приток клиентов, приходящий к нам из небольших банков, из региональных банков.
– Сколько счетов в месяц вы открываете?
– Сегодня мы открываем несколько тысяч счетов в месяц. Но важно отметить, что мы смотрим не на количество, а на качество. Оцениваем компании с точки зрения их прозрачности и реальности ведения бизнеса.
– Сколько компания должна проработать, чтобы она была интересна банку?
– От полугода и дольше. Идеально, конечно, более двух лет.
– Сейчас у нас октябрь. Какие планы до конца года?
– План достаточно амбициозный. Мы хотим по итогам 2016 года вырасти в 2,5 раза в сравнении с 2015 годом. Если же говорить о 2017 годе, бюджетированием которого мы сейчас занимаемся, то мы намерены в 4,5 раза нарастить объемы в сравнении с 2015-м.
– Я желаю, чтобы все ваши планы сбылись. Благодарю вас, Андрей, спасибо, что нашли время ответить на мои вопросы.
– Большое спасибо, всего доброго!