Рост мирового спроса на нефть продолжает замедляться из-за возобновившихся карантинов в Китае и замедления роста в ОЭСР, сообщалось в отчете Международного энергетического агентства (МЭА), опубликованного 14 сентября. Это частично компенсируется масштабным переходом с газа на нефть, что может вызвать дополнительный спрос в размере 700 тыс. баррелей в сутки в 4 кв. 2022 г. и 1 кв. 2023 г.
По оценке МЭА, мировое потребление нефти в 2022 г. вырастет на 2 млн баррелей в сутки (мбс) до 99,5 мбс, а в 2023 г. – на 2,1 мбс до 101,6 мбс.
Мировая добыча в августе выросла на 790 тыс. баррелей в сутки до 101,3 мбс. Значительное восстановление производства в Ливии и меньшее в Саудовской Аравии компенсировали снижение в Нигерии, Казахстане и России. Ожидается, что с августа по сентябрь рост добычи замедлится до 280 тыс. баррелей в сутки, составив 101,6 мбс. В итоге в 2022 г. добыча нефти в мире составит 100,1 мбс (+4,8 мбс к 2021 г.), а в 2023 г. – 101,8 мбс (+1,7 мбс к 2022 г.).
В результате баланс рынка нефти по итогам 2022 г. ожидается с избытком в 0,6 мбс, а избыток нефти во 2 полугодии 2022 г. составит около 1 мбс. По итогам 2023 г. МЭА ожидает избыток нефти на рынке в размере 0,2 мбс, считая рынок близким к балансу.
Мировые запасы нефти сократились в июле на 25,6 млн баррелей из-за сокращения запасов в Китае, запасов «на воде» и стратегических запасов МЭА. Промышленные запасы в ОЭСР увеличились на 43,1 млн баррелей до 2 705 млн баррелей, что на 274,9 млн баррелей ниже среднего показателя за последние пять лет. С марта по август страны-члены МЭА выпустили из резервов около 180 млн баррелей нефти, при этом 52 млн баррелей должны поступить на рынок в сентябре-октябре.
Экспорт российской нефти оставался устойчивым: в августе поставки нефти были всего на 400-450 тыс. баррелей ниже уровней до СВО. Несмотря на падение поставок российской нефти в Европу, США, Японию и Южную Корею на 2 млн баррелей с начала года, перенаправление потоков в Китай, Индию, Турцию и другие страны компенсировало потери.
Однако, МЭА ожидает, что эмбарго на экспорт российской нефти и нефтепродуктов, которое вступит в силу в декабре 2022 г. и феврале 2023 г. приведет к снижению добычи в России до 9,5 мбс (-1,9 мбс к февралю 2022 г.). Также запрет ЕС на морские перевозки российской нефти должен привести к дальнейшему перераспределению товарных потоков.
Несмотря на ожидаемый баланс рынка сырой нефти в 2023 г., рынки нефтепродуктов останутся дефицитными из-за ограниченных мощностей по переработке за пределами Китая. В настоящее время ЕС импортирует около 600 тыс. баррелей в сутки российского дизтоплива, которые с февраля нужно будет заменить другими источниками.
Три крупных НПЗ в Кувейте, Нигерии и Мексике, которые должны быть запущены к концу 2023 г., могут увеличить доступность дизтоплива на мировом рынке. Кроме того, европейские импортеры планируют переключиться на потоки из Индии, Ближнего Востока и США. Существует также надежда на то, что Россия сможет поставлять запрещенные к поставкам в ЕС потоки по другим направлениям. Если же этого не случится, европейские, латиноамериканские и африканские импортеры будут конкурировать за более узкий пул доступного предложения.
Оксана Лукичева, аналитик по товарным рынкам «Открытие Инвестиции», эксперт «Открытие Research»
Настоящее сообщение содержит мнение специалиста инвестиционной компании или банка, полученное Банки.ру. Такое мнение предоставляется исключительно для целей ознакомления и не является рекомендацией для покупки, продажи ценных бумаг, принятия (или непринятия) каких-либо коммерческих или иных решений. За содержание сообщения и последствия его использования Банки.ру ответственности не несут.