В Системе быстрых платежей (СБП) планируется функция оплаты электронных чаевых по QR-коду, сообщил «Известиям» ее оператор. Сейчас оставить вознаграждение таким образом могут держатели карт Visa более чем в 100 ресторанах, введя сумму в POS-терминале, а также клиенты «Тинькофф» по QR-коду и в спецприложении Сбербанка. В ближайшее время официантов смогут отблагодарить клиенты и других крупных кредитных организаций, сообщили их представители. В 2020-м на рынке электронных чаевых произойдет бум, прогнозируют эксперты.
Электронная благодарность
В Национальной системе платежных карт (НСПК — оператор карт «Мир» и СБП) сообщили «Известиям», что заинтересованы в создании сервиса электронных чаевых. Сейчас рассматривается несколько вариантов его реализации — как через оплату по QR-коду через СБП, так и с помощью других сервисов НСПК, подчеркнули в пресс-службе.
Отблагодарить официантов уже могут владельцы карт Visa более чем в 100 ресторанах, кофейнях и барах, рассказали в платежной системе. В пресс-службе подчеркнули, что за перевод безналичных чаевых не надо платить эквайринг. Сумму вознаграждения посетитель может сам ввести в терминале, а затем сделать два платежа одновременно — в адрес ресторана и на счет официанта.
В подключении сервиса заинтересованы не только рестораны, но и отели, а также салоны красоты, отметили в Visa. Ее представитель подчеркнул, что в декабре средняя сумма вознаграждения составила около 150 рублей.
Осенью 2019-го собственный сервис для безналичных чаевых запустил Тинькофф Банк, рассказали в кредитной организации. Там пояснили, что для проведения платежа пользователю нужно отсканировать QR-код, который «перебросит» на специальный сайт. Там следует ввести сумму чаевых и выбрать способ оплаты — например, через Google Pay или по номеру банковской карты.
Оставить вознаграждение в электронной форме также можно в приложении SberFood, запущенном в октябре 2019-го, рассказали в Сбербанке. В кредитной организации отметили, что в некоторых ресторанах благодаря новому сервису ежемесячный доход официанта вырос на 15–20%.
По всей стране
В ближайшее время ВТБ собирается представить собственные наработки по приему чаевых, которые будут более релевантными и удобными для ресторанного сегмента, заявил руководитель департамента эквайринга банка Алексей Киричек. Он пояснил, что развитие безналичных платежей становится проблемой для сферы общественного питания, поскольку чаевые составляют ощутимую часть дохода официантов.
— Доля операций по картам в ресторанах и кафе Москвы и Санкт-Петербурга достигает 80%, при этом многие посетители зачастую не имеют при себе наличных, — подчеркнул замдиректора департамента электронного бизнеса МСБ Промсвязьбанка Никита Хомутов.
Он сообщил, что ПСБ планирует реализовать возможность оплаты электронных чаевых в первой половине 2020-го.
Аналогичный сервис появится в МКБ до конца года, заверил директор департамента электронного бизнеса банка Алексей Курзяков. Он подчеркнул, что торговые точки сами заинтересованы в унификации и упрощении денежных отношений с клиентами.
В Ак Барс Банке заявили, что планируют запустить пилотный сервис, но сроки не назвали. Рассматривают такую возможность также платежная система MasterCard и банки «Дом.РФ» и «Альфа». Рынок чаевых оценивается в несколько десятков миллиардов рублей в месяц, посчитали в Альфа-банке.
Выиграют все
Рестораторы заинтересованы в том, чтобы у сотрудников была возможность получить чаевые, в том числе в безналичной форме, согласен президент Ассоциации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. Хотя те посетители, которые готовы платить вознаграждение, обычно имеют при себе наличные деньги, уверен он.
В 2020 году система электронных чаевых будет доступна по всей сети ресторанов «Росинтер» (управляет сетями «IL Патио», «Планета суши», «Шикари», TgiFridays, кофеен Costa Coffee), рассказал директор по персоналу компании Андрей Туманов. Он добавил, что средняя сумма благодарственного платежа в ресторанах с появлением безналичного расчета не изменилась, а в кофейнях выросла незначительно, но в целом поток чаевых увеличился.
Россияне быстро осваивают технологические новинки: наша страна одна из ведущих по бесконтактной оплате, в том числе — с помощью телефона, поэтом бум на рынке электронных чаевых будет, ожидает руководитель группы Deloitte Digital Максим Шапировский.
— Популярность сервиса будет зависеть от его реализации. Важно, чтобы клиент сам мог вводить сумму, а не выбирал процент от стоимости заказа. Также нужно учесть, будут ли трансакции облагаться комиссиями за их проведение. И будут ли дополнительные доходы облагаться налогами, например, как в США, — пояснил Максим Шапировский.
По его словам, с появлением электронных чаевых выиграют все участники: у клиентов появится больше возможностей отблагодарить специалиста, у официанта — получить бонус, а у финансовых организаций прибавится безналичный оборот.
Этот сервис востребован крупными сетями кафе и ресторанов, но не частными заведениями, которые в среднем закрываются уже через три года после появления, считает руководитель направления центра компетенций по банковским технологиям «Техносерв» Михаил Андреянов. Поэтому, по его словам, электронные чаевые будут распространяться постепенно, но бума ожидать не стоит.
К тому времени, когда сервис электронных чаевых появится в СБП, его уже будут предлагать и другие финансовые организации. Тем не менее для системы эта функция будет необходимой, чтобы сохранить конкурентные позиции на рынке цифровых услуг, уверен аналитик Финама Алексей Коренев.
В ЦБ не ответили на запрос «Известий» о доле безналичных расчетов в российской рознице по итогам 2019 года.
Наталья ИЛЬИНА