В соответствии с решением совета директоров Банка России от 13 мая, механизм выделения льготных кредитов распространен на клиентов лизинговых компаний из числа субъектов малого и среднего предпринимательства. Об этом говорится в материалах на сайте ЦБ РФ, передает FedLeasing.ru.
Если лизингополучатель обратился с просьбой о реструктуризации лизинговых платежей, то лизинговая компания, в свою очередь, может обратиться в банк для выделения нового льготного кредита под этот договор (лизингодатель должен написать соответствующее заявление). Банк, в свою очередь, имеет право получить необеспеченный кредит в ЦБ РФ под 3,5% годовых, если его кредитный рейтинг по национальной шкале находится не ниже уровня «А–» (таково общее условие для предоставления поддержки банкам). «Конечная стоимость финансирования для лизинговых компаний определяется сторонами самостоятельно, — говорится в разъяснениях финансового регулятора. — Параметры в каждом конкретном случае будут зависеть от характера взаимоотношений между банком и лизингодателем, а также лизингодателем и его клиентом».
Принадлежность лизингополучателя к категории МСП является единственным условием возможности такого обращения, говорится в материалах ЦБ. «Никаких специальных требований к лизингодателям не предъявляется», ограничения на лизинговое имущество отсутствуют, не имеет значения дата заключения и срок действия лизинговых договоров. И даже если лизинговая компания уже самостоятельно реструктуризировала график платежей для субъекта МСП, то она все равно может обратиться в банк за дополнительным льготным кредитом.
Заявки от банков ЦБ будет принимать до 30 сентября 2020 года включительно. Общий размер господдержки МСП через механизм беззалоговых кредитов банкам составляет 500 млрд руб., которые будут для реструктуризации кредитных, лизинговых и факторинговых договоров (ранее программа распространялась лишь на кредиты и факторинг).
По данным опроса 20 крупнейших лизинговых компаний, который ЦБ проводил в апреле, доля портфеля лизинговых платежей, подлежащих реструктуризации во втором квартале, оценивается на уровне 32%. По оценкам специалистов регулятора, «при сохранении финансового стресса в третьем квартале она увеличится до 43%», из чего следует, что в целом «шок платежеспособности уже произошел и лизинговые компании не ожидают значительного увеличения его масштабов», об этом говорится в докладе Банка России на совещании в подкомитете по лизингу Торгово-промышленной палаты РФ, прошедшем 18 мая. Без учета авиационного транспорта, который получил прямую поддержку от государства в размере 23 млрд руб., почти половина подлежащего реструктуризации лизингового портфеля опрошенных компаний приходится на железнодорожный транспорт (49%), 21% — на грузовые автомобили, около 20% — на легковые, остальное – на спецтехнику и прочее имущество.
«Наибольшая реструктуризация наблюдается у лизинговых компаний, специализирующихся на железнодорожном транспорте, сельском хозяйстве, а также являющихся дочерними компаниями автопроизводителей», — говорится в докладе. У таких лизингодателей доля реструктурируемых платежей может превышать две трети от общего портфеля, а в наиболее выгодном положении оказались компании с диверсифицированным портфелем и значительной долей в нем оборудования, отмечают специалисты Банка России.
Как ранее сообщал FedLeasing.ru, ЦБ РФ распространил программы господдержки в связи с последствиями пандемии COVID-19 на лизинговую отрасль. По словам председателя ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной, банки не будут ухудшать оценку качества долга тех лизинговых компаний, которые реструктурировали платежи своих клиентов, чье финансовое положение ухудшилось из-за эпидемии.