📰 Российские авиакомпании готовятся перейти на российскую систему бронирования билетов Leonardo, разработанную «Сирена-Трэвел» (аффилирована с госкорпорацией «Ростех»), пишут «Известия». Перевозчики группы «Аэрофлот» могут подключиться к ней уже в этом году, с ними начаты закупочные процедуры, сообщил источник в одной из госструктур. С другими авиакомпаниями ведется предконтрактная работа. Правительство еще в 2019 году обязало локализовать системы бронирования, но сроки перехода затянулись. Сейчас при отсутствии почти всех международных и код-шеринговых рейсов и связей с глобальными альянсами переход можно совершить быстрее, считают эксперты.
📰 Х5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магнит», «Дикси», Offprice, Reima, Gloria Jeans, 12storeez и некоторые другие ретейлеры приостанавливают открытие новых магазинов в этом году, пишут «Известия» со ссылкой на источник, близкий к этим компаниям, информацию подтвердил собеседник из консалтинговой организации. По их словам, решение связано с перебоями в поставках оборудования для торговых помещений, например стеллажей, холодильников, кассового оборудования. Но в Минпромторге отметили, что в России есть производители, которые смогут предложить свои аналоги российским компаниям, — проблем с наличием такой продукции на складах нет.
📰 Минфин просят отменить налог на добавленную стоимость для книг, учебников и газет, пишут «Известия» со ссылкой на обращение первого зампреда комитета Госдумы по просвещению Яны Лантратовой к статс-секретарю — замминистра Алексею Сазанову. Она рассказала, что к ней обращаются книгоиздатели с жалобами о росте цен с начала 2022 года на 20%, а также о сокращении тиражей. В условиях экономического кризиса она предлагает оказать помощь книгоиздателям и отменить НДС. Представители бизнеса считают эту меру поддержки очень важной. Эксперты признают кризис в отрасли и считают, что инициатива может быть поддержана.
📰 Столичные власти окажут поддержку московским операторам каршеринга, пишут «Известия», уточняя, что им предоставят дополнительные субсидии на расширение автопарка, а также смягчат требования к автомобилям. Так, операторы каршеринга смогут эксплуатировать автомобили на год дольше согласно постановлению мэра Москвы, которое вступает в силу 18 апреля. Документ предполагает, что срок действия парковочных разрешений, позволяющих парковать автомобили каршеринга на платных уличных стоянках на льготных условиях (операторы оплачивают 30 тыс. рублей в год за каждый автомобиль, что позволяет арендаторам машин бесплатно оставлять их на платных парковках), увеличен с трех до четырех лет.
📰 Институт международных финансов в своем свежем обзоре мировой экономики спрогнозировал увеличение сальдо текущего счета платежного баланса России до 200—240 млрд долларов в 2022 году, пишет «Коммерсант». Это вдвое больше, чем год назад: высокие цены на сырье и падение внутреннего спроса, которое спровоцирует обвал импорта, делают рубль внутри России недооцененным. IIF дает свой прогноз, предполагая снижение ВВП страны на 15% в текущем году (консенсус FocusEconomics — минус 7,9%) и не учитывая растущей вероятности глобальной рецессии. По мнению экспертов, глобальная рецессия ограничит потенциал укрепления рубля и страновую премию к РФ, в сильном варианте — приведет к его девальвации.
📰 Вызванная пандемией нехватка рабочей силы привела к ускорению роста зарплат в развитых странах, что помогло низкооплачиваемым работникам, но увеличило инфляционные риски, пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные экспертов Международного валютного фонда. При этом рынок труда из-за сохраняющейся угрозы новых вспышек заболевания остается рынком соискателей — и аналитики опасаются, что требование работниками премий к предлагаемым сейчас зарплатам станет долгосрочным проинфляционным риском для мировой экономики. В ЕС тренд роста зарплат может быть компенсирован за счет трудоустройства беженцев с Украины, однако действие основного глобального инфляционного фактора будет проявляться сильнее.
📰 Рынок рублевых гособлигаций отыграл большую часть снижения, произошедшего в конце февраля, пишет «Коммерсант», уточняя, что по итогам минувшей недели доходности ОФЗ снизились на 1,5—2,75 процентного пункта и вернулись к значениям 11—15% годовых. Восстановление идет по всему спектру бумаг, при этом быстрее всего восстанавливаются котировки долгосрочных гособлигаций. Движение на рынке определяется спросом на бумаги со стороны частных и институциональных инвесторов, которых привлекают текущие ставки. При дальнейшей стабилизации ситуации аналитики не исключают выхода на рынок Минфина с размещением ОФЗ.
📰 На фоне роста объема торгов и числа сделок на срочном рынке инвесторы активно сокращали объем открытых позиций, пишет «Коммерсант», уточняя, что к концу минувшей недели они достигли 200 млрд рублей, что в 2,5 раза ниже значений начала февраля. Эксперты связывают это с закрытием позиций нерезидентов, а также исполнением контрактов на фоне резкого роста гарантийного обеспечения. Вместе с тем на рынок в ближайшее время будет влиять динамика котировок базовых активов, в том числе российских акций, где инвесторы активно проводят краткосрочные спекуляции.
📰 Новые автомобили в РФ на фоне девальвации и приостановки поставок подорожали в среднем на 40% за март, пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные опроса дилеров и «Автостата». Наиболее сильное удорожание — до 60% — коснулось премиальных машин, поставки которых в РФ ограничены не только из-за проблем с логистикой, но и санкций США, ЕС и Японии. Пока склады дилеров не опустели, но из-за высоких цен и падения реальных доходов населения спрос уже упал — проходимость автосалонов минимальна. Некоторые дилеры говорят о падении продаж на 60% в марте и ожидают ухудшения. Представители отросли уверены, что, если ставка ЦБ не изменится, падение спроса достигнет 70%.
📰 Объем денежных потерь российской транспортной отрасли из-за последствий конфликта на Украине по итогам года может составить 25—40%, пишет «Коммерсант» со ссылкой на аналитический обзор Национального рейтингового агентства, уточняя, что больше всего пострадают морские и воздушные перевозки. Но часть потерь можно нивелировать переориентированием потоков в Азию, на что потребуется до двух лет, а также развитием транспортных связей с Турцией и Ираном. Если воспользоваться этими возможностями, к 2025-му можно ожидать возвращения объемов 2020—2021 годов.