В арбитражном апелляционном суде завершился основной процесс ВИП-банка, который до октября 2005 года возглавлял Алексей Френкель. Суд отклонил жалобу акционеров ВИП-банка на незаконность отзыва у него лицензии. Эксперты уверены, что иного постановления суда быть не могло, тем более что господин Френкель обвиняется в организации убийства первого заместителя председателя ЦБ Андрея Козлова. Однако Банку России потребовалось в суде рекордное число представителей.
Вчера ВИП-банку не удалось вернуть лицензию. Центробанк отозвал ее за «отмывание» 15 июня прошлого года, вскоре после того, как 6 мая ВИП-банк успешно оспорил в арбитражном суде Москвы отказ включить банк в систему страхования вкладов. Восстановить лицензию через суд попытались несколько акционеров ВИП-банка, но безуспешно: арбитражный суд Москвы 11 ноября прошлого года вынес решение в пользу ЦБ, которое вчера 9-й арбитражный апелляционный суд оставил без изменения.
Слушать дело суду пришлось вчера в большом зале: одних только сотрудников ЦБ оказалось 12 человек, тогда как раньше на подобных процессах Банку России хватало шести-семи представителей. Правда, двое сотрудников ЦБ представляли ВИП-банк, будучи членами назначенной в нем временной администрации. Это сразу вызвало возражения акционеров банка, заявивших, что представлять банк в делах об отзыве лицензии вправе только его бывший руководитель. Последним председателем правления ВИП-банка был Олег Власов, но акционеры потребовали, чтобы в суд вызвали Алексея Френкеля, имеющего доверенность от господина Власова.
Это ходатайство суд сразу же отклонил, но разбирательство, длившееся около полутора часов, временами вызывало у судей недоумение. Представитель акционеров ВИП-банка заявил, что протокол заседания комитета банковского надзора, на котором принималось решение об отзыве у банка лицензии, ЦБ отказался представить даже по запросу арбитражного суда Москвы. Этот протокол, по сути, единственный документ, из которого можно узнать мотивы решения. Представитель Банка России в ответ сообщил, что в суд дважды была представлена выписка из протокола, касающаяся вопроса о ВИП-банке. «Что можно понять из выписки, в которой есть только резолютивная часть?» — задал вопрос один из судей. «Решение принято полномочным коллегиальным органом в надлежащем порядке, а выписка заверена секретарем комитета банковского надзора»,— ответил юрист ЦБ. Запрашивать протокол, откладывая заседание, суд тем не менее не стал и после продолжительного совещания отказался удовлетворить жалобу акционеров ВИП-банка.
В Центробанке вчерашним постановлением удовлетворены. Представители акционеров ВИП-банка считают его незаконным и намерены обжаловать в вышестоящих инстанциях. В банковском сообществе, однако, считают это бесперспективным. «Законодательство и нормативные акты Центробанка исключают возврат банку лицензии, тем более что для ее отзыва у ЦБ всегда есть совокупность причин и необходимые обоснования»,— сообщил конкурсный управляющий банка «Диалог-Оптим» Андрей Сергеев. С ним согласен предправления Ист Бридж банка Валерий Калачев: «Перспектива отсудить у Банка России лицензию равна нулю, поскольку интересы банка в суде представляет временная администрация, состоящая из сотрудников ЦБ. Эта проблема уже обсуждалась судьями в рамках научной конференции, но ЦБ менять что-либо не готов».
На условиях анонимности банкиры признают, что важную роль в исходе дела сыграло обвинение, предъявленное Алексею Френкелю в связи с убийством первого зампреда ЦБ Андрея Козлова. «Это вопрос не экономический, а политический»,— сказал руководитель одного из крупнейших российских банков. Он пояснил, что экс-глава ВИП-банка сидит по очень серьезному обвинению и «если бы сегодня арбитражный суд вынес положительное решение, то со стороны это выглядело бы как провал правоохранительной системы, обвинившей господина Френкеля в организации убийства».
Экспертов постановление суда не удивило. «Решение было предсказуемо, поскольку решения об отзыве лицензий ЦБ принимает очень профессионально»,— говорит председатель совета Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев. «В отношении ВИП-банка у меня нет никаких иллюзий, мне кажется, что он вел себя грубо неправильно, поэтому такое решение суда было ожидаемо»,— считает первый зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев.
После отзыва лицензии банк по закону должен быть принудительно ликвидирован либо, при нехватке активов для расчета со всеми кредиторами, признан банкротом. Заявление о банкротстве ВИП-банка Центробанк подал еще в декабре прошлого года, и 20 февраля состоится очередное заседание арбитражного суда Москвы по этому делу.
Ольга ПЛЕШАНОВА, Юлия ЧАЙКИНА