Рынок лизинга в первой половине 2011 года вырос более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом и составил 530 млрд рублей. Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт», совокупный лизинговый портфель увеличился на 31% и составил 1,36 трлн рублей. Эксперты сошлись во мнении, что лизинг более выгоден для малого бизнеса, чем банковский кредит. Впрочем, предприниматели пока не торопятся заключать лизинговые сделки.
Основными движущими сегментами рынка лизинга остаются транспортные сегменты. Сами лизинговые компании заговорили о возвращении к докризисным показателям и о росте рынка. «По объемам и темпам заключения договоров наша компания достигла докризисных показателей. По итогам девяти месяцев 2011 года объем нового бизнеса вырос в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За январь — сентябрь наша компания заключила сделок на сумму 14 млрд рублей. Динамика портфеля также показывала рост, хотя в процентном соотношении и не была такой большой, как заключение договоров», — рассказывает Ирина Кенюхова, менеджер по маркетингу и рекламе группы компаний «Балтийский лизинг». Рост объема нового бизнеса, начавшийся в 2010 году, продолжился и в первом полугодии 2011 года, соглашается генеральный директор компании «ПН-Лизинг» Роман Маланин. Впрочем, уже не такими высокими темпами, как ранее. Сумма сделок, заключенных компанией «ПН-Лизинг» за первые шесть месяцев текущего года, увеличилась на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 291,1 млн рублей. «Наибольшую динамику роста показали сегменты строительной и дорожно-строительной техники. Сумма сделок по данным видам лизинга увеличилась более чем в пять раз по сравнению с итогами всего 2010 года», — говорит Маланин.
Между тем, по мнению Татьяны Сахаренковой, управляющего директора департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ24 по Северо-Западу, лизинг составляет серьезную конкуренцию банковским кредитам как по юридическим, там и по физическим лицам (с 1 января 2011 года лизинговые компании могут заключать лизинговые сделки и с физическими лицами). Основная выгода лизинга перед банковскими кредитами заключается в том, что лизинг позволяет проводить ускоренную амортизацию, уменьшая налог на имущество, уменьшает налог на прибыль, а лизинговые платежи включают НДС. Это основные моменты, на которые обращают внимание как специалисты лизинговых компаний, так и клиенты. Правда, платежи по лизингу больше, поскольку включают в себя, помимо «тела» лизинговой сделки, страхование, налог на имущество и НДС. Впрочем, считает Татьяна Сахаренкова, на выходе получается экономия до 20% по сравнению с кредитом, в первую очередь за счет возможности возместить НДС. Также существенным плюсом лизинга в отличие от кредита для юридических лиц, является то, что организации не требуется искать дополнительное обеспечение. «Лизинг — это договор финансовой аренды, своеобразная рассрочка приобретения оборудования, техсредств, недвижимости. Минусом лизинга является то, что клиент обязан оплатить за счет собственных средств как минимум 15 процентов от стоимости имущества», — говорит она.
По словам Романа Маланина, в настоящее время ставки удорожания по лизинговым договорам сравнимы с процентами по кредитам для бизнеса и в среднем составляют 5—10%. Впрочем, по мнению Андрея Григорьева, руководителя отдела маркетинга ЗАО «Альянс-Лизинг», сегодня ставка по кредитам зачастую может быть привлекательнее ставки лизинга, однако это предложение доступно для крупных клиентов или лизингополучателей с положительной историей. «Для малого бизнеса или предпринимателя требования банков и сроки рассмотрения становятся неприемлемыми. Требования лизинговых компаний в этом случае значительно конкурентнее», — говорит Андрей Григорьев. Даже при равноценных финансовых условиях, считает он, лизинговый договор дает клиенту возможность заниматься ключевыми вопросами бизнеса, предоставив лизинговой компании решение всех текущих вопросов относительно приобретенного имущества.
Предложения по лизингу предпринимателям стоит рассматривать в качестве более выгодной альтернативы банковскому кредиту, особенно памятуя о налоговых льготах, применяемых в финансовой аренде, считает господин Маланин. Условия по лизингу вернулись к докризисному уровню — снижен размер минимального аванса, увеличен срок лизинга. Например, по автотранспорту в компании «ПН-Лизинг» действует программа «От малого к большому», минимальный авансовый платеж по которой был снижен до 15%, а срок договора увеличен до четырех лет. В зависимости от вида транспорта и условий договора (размера аванса, срока и вида графика платежей) удорожание по сделке составляет от 5,5%.
Наиболее актуальным преимуществом лизинга, в особенности для предприятий малого и среднего бизнеса, является его большая доступность, продолжает Роман Маланин. «Данный сегмент заемщиков является довольно рискованным, и банки с осторожностью подходят к его кредитованию. Одним из требований является залоговое обеспечение договора. В отличие от банков лизинговые компании охотно финансируют сделки с малым и средним бизнесом. При этом, как правило, дополнительного залога не требуется, а пакет необходимых для одобрения сделки документов значительно меньше», — говорит он. Кроме того, обращаясь в лизинговую компанию, помимо непосредственно финансовой аренды клиент получает комплекс дополнительных услуг. Так, в компании «ПН-Лизинг» сервисный пакет включает регистрацию транспортного средства или спецтехники в органах ГИБДД, помощь в прохождении техосмотра. Независимо от предмета лизинга клиент имеет возможность застраховать его по льготным тарифам благодаря партнерским отношениям лизинговой компании с ведущими операторами рынка страхования. При отсутствии у лизингополучателя автохозяйства, лизингодатель может зарегистрировать транспорт на собственном автохозяйстве.
Кроме того, по словам Татьяны Сахаренковой, лизинговые операции не влияют на показатели финансовой устойчивости и ликвидности предприятия, так как на балансе предприятия отражается только задолженность по текущим лизинговым платежам. К плюсам лизинговых сделок она также относит менее жесткие требования лизинговой компании по обеспечению клиентом исполнения обязательств по лизинговому договору, а также тот факт, что процедура предоставления оборудования в лизинг проще, чем по привлечению кредита. Впрочем, оформление кредитной сделки имеет один очень важный плюс — возможность растянуть выплату заемных средств на гораздо более длинный срок: семь-десять лет, тогда как максимальный срок лизинговой сделки на сегодня составляет, как правило, три года.
А по мнению Андрея Закопаева, заместителя начальника управления по работе с корпоративными клиентами Санкт-Петербургского филиала ОАО «Промсвязьбанка», кредитование и лизинг, как правило, отличаются только на размер маржи лизинговой компании. «Однако если юридическое лицо правильно использует все налоговые льготы, возможные к применению при лизинговой сделке, лизинг в итоге может оказаться более выгодным (хотя и более дорогим — на первый взгляд) продуктом. Так как лизинговые компании кредитуются в коммерческих банках, то цена на услуги лизинга напрямую зависит от уровня банковских ставок. Ценообразование лизинга такое же, как в кредитных организациях. На стоимость лизинга влияют следующие факторы: насколько крупный и надежный заемщик, ликвидность залога, срок фондирования, график погашения кредита, отрасль, опыт», — говорит он.
«Кредиты стали более доступными, однако процедура принятия решения о предоставлении кредита существенно не изменялась на протяжении десяти лет. Кроме того, банк в своей работе делает акцент на общем финансовом состоянии заемщика, лишь поверхностно касаясь вопросов поставки и эксплуатации закупленного имущества, в то время как лизинговые компании, имея дело непосредственно с имуществом, способны предложить своим клиентам более широкий спектр дополнительных услуг, — говорит представитель пресс-службы лизинговой компании «Балтинвест». — В целом контракт по лизингу получить проще, чем кредит — предмет лизинга остается собственностью лизингодателя. Воспользовавшись лизингом, вы получаете большую мобильность при инвестиционном и финансовом планировании. Дело в том, что лизинг не снижает возможности по получению дополнительных займов, так как предмет лизинга числится на забалансовых счетах».
Впрочем, статистика говорит пока что не в пользу лизинга. В Европе лизинг составляет 19% от объема кредитного рынка, а в РФ только 5,6%, что позволяет говорить о потенциале роста в три-четыре раза, чтобы приблизиться к европейским показателям, говорит Алексей Матросов, руководитель аналитического отдела ГК Broco. Однако повышение зависимости объемов рынка от транспортных сегментов и связанных с государством лизингодателей, а также отсутствие эффекта низкой базы, возможно, обусловит замедление темпов роста рынка уже с 2012 года.
С ним соглашается и управляющий директор дирекции по работе с крупными клиентами СЗРЦ ОАО «Банк ВТБ» Александр Субботин: «Несмотря на положительную динамику и высокие темпы роста, объем рынка лизинга России по-прежнему сопоставим разве что с Бразилией, тогда как на первом месте находится Европа, а на втором — США. С другой стороны, если сопоставить темпы роста, которые наблюдаются в мире и в России, то налицо значительное превышение темпов роста лизинговых услуг в нашей стране по сравнению с более развитыми странами — и, в частности, с Европой». В Европе мощное проникновение лизинга обусловлено высокой интеграцией лизинговых продуктов в продуктовую линейку банков и финансовых групп, развитыми каналами продаж и действующими неценовыми преимуществами лизинга перед кредитом. Несмотря на то, что порядка 60% автомобилей в России сегодня приобретается на заемные средства, а услуги лизинга доступны и в нашей стране, российский бизнес по-прежнему предпочитает банковские кредиты, полагает господин Субботин.
«Вне зависимости от того является ли лизинговая компания государственной, входит ли она в какую-нибудь финансово-банковскую российскую или иностранную группу или является условно независимой, все они в той или иной мере пользуются банковскими ресурсами для финансирования своей основной деятельности. Поэтому здесь необходимо рассматривать уровень маржинальности банковского кредитования и лизингового финансирования. В принципе конечная стоимость для клиента, в обоих случаях при сопоставимых сроках начиная от двух лет, может составлять от 10—11 до 20—25 процентов годовых», — говорит он.
Анастасия ИВАНОВА