Главной причиной отзыва лицензии у Махачкалинского городского муниципального банка (МГМБ), совладельцем которого является семья экс-председателя правительства Дагестана Атая Алиева, назван незаконный вывод денежных средств за рубеж. При этом у банка не было корреспондентских счетов в иностранных кредитных организациях, следует из отчетности МГМБ. Эксперты, опрошенные «Известиями», считают, что самостоятельно МГМБ технически не мог выводить средства за границу: операции шли через посредников.
МГМБ (Дагестан) занимал 857-е место в рейтинге кредитных организаций по активам (на 1 июня 2013 года — 434,9 млн рублей). Согласно данным Центробанка (ЦБ), совладельцами махачкалинского банка являются почти два десятка физических лиц. При этом семье Алиевых принадлежит 19,95% банка, они самые крупные владельцы.
— Бенефициары банка — семья Алиева Атая Башировича, — отметил один из участников рынка, пожелавший остаться неназванным. — Раньше банк действительно был муниципальным и через него шли городские деньги. Несколько лет назад мэр перевел всё в «Адам Интернешнл».
Атай Алиев — бывший председатель правительства Дагестана, в 2006—2007 годах был представителем в Совете Федерации от народного собрания Дагестана. Сейчас является руководителем Западно-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.
ЦБ отозвал у МГМБ лицензию в понедельник. Причина — неоднократное нарушение требований норм «антиотмывочного» законодательства. Как указал в своем сообщении ЦБ, МГМБ был вовлечен в проведение сомнительных операций, связанных с выводом денежных средств за рубеж. Кроме того, банк проводил высокорискованную кредитную политику и не создавал соответствующие резервы на возможные потери соразмерно принятым рискам, отмечается в сообщении регулятора.
При этом МГМБ не мог самостоятельно технически выводить деньги за границу: как следует из отчетности банка, у него не было корреспондентских счетов в иностранных кредитных организациях.
Депутат Госдумы Анатолий Аксаков считает, что схема вывода средств была реализована МГМБ через посредников.
По словам замдиректора департамента банковского аудита ФБК Романа Кенигсберга, не исключено, что средства могли выводиться через торговые компании, однако эксперт отмечает, что «наличность могла вывозиться из банка в чемоданах».
— Из отчетности банка следует, что до октября 2012 года МГМБ активно занимался обналичкой: обороты по кассе банка достигали 3,4 млрд рублей в месяц, более чем в 10 раз превышая активы, — говорит начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. — Анализ отчетности показывает, что капитал банка мог «рисоваться» с помощью несуществующей наличности в кассе, как и у другого дагестанского банка, «Дербент-кредита», у которого лицензия была отозвана в ноябре 2012 года.
В июне этого года в отставку ушел председатель Национального банка Дагестана, являющегося региональным отделением Центробанка, Сиражутдин Ильясов. Официальной причиной отставки называется выход Ильясова на пенсию, но эксперты связывают его уход с чередой скандалов вокруг деятельности местных кредитных организаций.
В ноябре 2012 года ЦБ отозвал лицензию у дагестанского Трансэнергобанка
Сегодня в Дагестане действуют 24 кредитные организации.
— По числу банков Дагестан занимает третье место в России, его опережают только Москва и Санкт-Петербург, — указал Осадчий. — Кроме того, в республике, по данным ЦБ на 1 мая 2013 года, функционируют 14 филиалов кредитных организаций из других регионов.
По словам Осадчего, Дагестан еще не созрел для законопослушного банковского бизнеса. Высокий уровень преступности в банковском бизнесе Дагестана свидетельствует в пользу того, что целесообразно оставить там только структурные подразделения федеральных банков.
Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ