Агентство по страхованию вкладов (АСВ) подало иск к бывшему предправления банка «Фемили» Константину Казакову и экс-зампреду кредитной организации Владимиру Дмитриченко в Арбитражный суд Москвы. Сумма иска — 261,4 млн рублей. В эту сумму оценен ущерб банку со стороны бывших руководителей, установили в АСВ. Об этом «Известиям» рассказали в агентстве. АСВ также просит правоохранительные органы возбудить против Казакова еще одно уголовное дело — теперь уже не по поводу отмывания, а по фактам присвоения средств и преднамеренном банкротстве.
Банк «Фемили», основанный в 1990 году и являвшийся одной из старейших кредитных организаций России, лишился лицензии 16 апреля 2009 года. Регулятор пояснял свое решение тем, что банк «Фемили» полностью утратил собственные средства (капитал). Кроме того, в связи с потерей ликвидности кредитная организация не обеспечивала своевременное осуществление расчетов по счетам клиентов. Банк признали банкротом 11 июня 2009 года.
АСВ (конкурсный управляющий «Фемили») в ходе проверки выявило признаки преднамеренного банкротства (выдача кредитов техническим юрлицам), а также установило факты хищения денежных средств из кассы. По мнению агентства, в этих нарушениях виновны Константин Казаков и Владимир Дмитриченко. До сих пор имущественных требований им не предъявлялось.
Общий ущерб, причиненный банку, в результате составил 540 млн рублей. Сумму ущерба, который причинили банку непосредственно руководители, в АСВ оценили в 261,405 млн рублей. Именно эту сумму АСВ просит взыскать с Казакова и Дмитриченко в столичном арбитраже. Аналогичный иск подан АСВ к экс-сенатору Сергею Пугачеву на 75 млрд рублей в Арбитражный суд Москвы (2 декабря агентство подало иск о привлечении руководства и собственника Межпромбанка (МПБ) к субсидиарной ответственности). В качестве одного из прецедентов по делу Казакова в АСВ видят дело Сергея Реусова и его первого зама Дениса Давыдова — в 2011-м они признаны виновными в преднамеренном банкротстве Содбизнесбанка и осуждены условно на 3 года.
Кроме того, агентство попросило МВД возбудить уголовное дело в отношении Константина Казакова по ст. 160 и ст. 196 УК РФ («Присвоение или растрата» и «Преднамеренное банкротство» соответственно) — поскольку он, как председатель правления, подписывал кредитные договоры. Максимальное возможное наказание по ст. 160 — лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн рублей, по ст. 196 — штраф до 500 тыс. рублей или лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом до 200 тыс. рублей.
По мнению юристов, шансы на возбуждение нового уголовного дела достаточно велики. Доказательная база у правоохранительных органов уже наработана, считает адвокат Московской коллегии адвокатов Нина Еремина.
— Константин Казаков является фигурантом еще одного уголовного дела, возбужденного по ч. 2 ст. 172 («Незаконная банковская деятельность») и ч. 4 ст. 174 УК («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенные другими лицами преступным путем»), — говорит Еремина. — Другие фигуранты этого дела — Алексей (бывший член совета директоров «Фемили») и Виктор Казаковы — братья Константина. За каждое из этих преступлений закон предусматривает до 7 лет тюрьмы.
Как установили следователи по уже открытому делу, через «Фемили» ежедневно обналичивалось до 20 млн рублей — банк получал за это 5—12% комиссионных. А созданная при банке компания «Евроконсалтинг», считает следствие, занималась выводом средств за границу: для этого использовались фальшивые декларации о якобы заключенных контрактах с иностранными компаниями, по которым под видом аванса и перечислялись деньги. За два года, по подсчетам следствия, через КБ «Фемили» и «Евроконсалтинг» обналичено и выведено за рубеж более 9 млрд рублей. Алексей, Константин и Виктор Казаковы были арестованы в 2009 году. Судебный процесс по уголовному делу продолжается.
В целом число осужденных на реальные тюремные сроки собственников и руководителей банков, у которых была отозвана лицензия, достаточно мало. Так, например, ушли от ответственности Борис Булочник (Мастер Банк) и Сергей Пугачев (Международный промышленный банк). Впрочем, недавно был арестован Глеб Фетисов, глава и совладелец «Моего Банка», но о тренде пока говорить рано — хотя по части гражданско-правовых взысканий наблюдатели видят прогресс.
— Практика взыскания убытков с руководителей организаций в последнее время становится всё более и более распространенной, — отмечает адвокат компании «Хренов и партнеры» Алексей Долгов. — Значительный импульс этим процессам дал Высший арбитражный суд, приняв Постановление пленума от 30 июля 2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица». Согласно постановлению, основанием для взыскания убытков с руководителя является установление факта его недобросовестных или неразумных действий, повлекших убытки для компании (банка). В этой связи взыскание убытков с руководителей банка «Фемили» видится вполне реальным, если действительно имели место выдача кредитов техническим юрлицам, хищения наличных денежных средств из кассы кредитной организации, и данные обстоятельства происходили по вине руководителей банка.
В случае удовлетворения иска АСВ главной сложностью в возврате денежных средств будет поиск активов Казакова и Дмитриченко, за счет которых можно было бы покрыть причиненные убытки, отмечает Долгов. Партнер адвокатского бюро DS Law Наталья Рясина согласна, что в подобных ситуациях взыскание убытков малоэффективно. Ведь получение положительного решения вовсе не означает возможность его исполнения — а на практике найти имущество у граждан на такие суммы обычно бывает невозможно.
— Гораздо больше перспектив открывает уголовное преследование за растрату имущества банка и по признакам преднамеренного банкротства, — рассуждает эксперт. — В рамках расследования уголовного дела можно, например, оспорить сделки по выдаче кредитов техническим юрлицам.
Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ