ЦБ ужесточает требования к качеству капитала банков и, главное,— срокам его подтверждения. Теперь доказать, что капитал сформирован надлежащими активами, банку по запросу ЦБ нужно в течение всего лишь нескольких дней. Видимо, это и есть одна из тех самых мер оперативного реагирования, о которых все чаще в последнее время говорят представители регулятора.
Вчера на сайте ЦБ был опубликован проект поправок в положение 395-П "О методике определения собственных средств кредитных организаций", где детально определены те источники капитала, которые могут быть признаны ненадлежащими, если банк не сможет доказать обратное. Реализацию новых подходов ЦБ намерен осуществить уже с 1 июля 2016 года. Перечисленные схемы известны рынку — смысл в том, что теперь они сведены воедино в нормативном акте регулятора. Среди выглядящих подозрительными составляющих капитала банков — доходы по активам, реализованные с отсрочкой платежа; доходы и расходы, связанные с недостоверной оценкой стоимости имущества, обязательств или условных обязательств, а также доходы от переоценки ипотечных ценных бумаг до их реализации. Также вопросы регулятора вызывают вложения в капитал банков за счет платежей заемщиков по ссуде, произведенных за счет средств банка; платежей страховых компаний в рамках программ страхования заемщиков; средств, предоставленных самим банком аффилированным структурам или юрлицам, не ведущим реальной деятельности; схемы дарения, безвозмездного финансирования и пр.
Впрочем, действительно новым в документе ЦБ являются не схемы (они известны и в том или ином виде упоминались регулятором в документах и ранее), а подход ЦБ к реагированию на их выявление, указывают банкиры, ознакомившиеся с проектом ЦБ. Время на то, чтобы доказать ЦБ по его запросу безупречность капитала, очень ограничено — два рабочих дня. Если банк не предоставил требуемых документов в этот срок, то в течение следующих двух дней ЦБ проводит встречу с представителями банка и последнему дается еще пять дней на предоставление подтверждающих документов. Если же банк не явился на встречу или не предоставил в срок документы, то отделение теручреждения ЦБ не позднее чем через два рабочих дня "направляет в территориальное учреждение Банка России докладную записку о признании части источников собственных средств ненадлежащими, необходимости устранения рисков и направлении предписания в банк". После этого ЦБ в течение двух дней принимает решение о том, признать этот капитал надлежащим или нет, следует из документа регулятора.
О намерении ужесточить подход к оценке капитала банков ЦБ говорил неоднократно. В частности, год назад первый зампред ЦБ Алексей Симановский указывал, что если ЦБ не имеет возможности подтвердить добросовестность и природу происхождения средств или какие-то элементы и процедуры увеличения капитала для Банка России скрыты по любой причине,— это основание для того, чтобы соответствующая сумма в капитал не включалась. В феврале этого года глава ЦБ Эльвира Набиуллина также напоминала, что "в интересах банковской системы иметь недутый капитал, реальный капитал... Мы продолжаем проводить политику оздоровления сектора, выводя с рынка слабых и недобросовестных игроков, несмотря на сложность экономической ситуации,— это не повод отказываться от этой политики". Более того, глава ЦБ и ее заместители неоднократно предупреждали, что ЦБ будет прибегать к мерам более оперативного реагирования.
Каким — теперь узнал и рынок. Столь жесткого подхода многие банкиры не ожидали и называют указанные в проекте ЦБ сроки нереальными для исполнения. "За два дня с момента запроса можно предоставить договор субординированного займа, но совершенно невозможно предоставить огромное количество кредитных договоров, прибыль по кредитам которых была зачислена в капитал, тем более что речь может идти о длительном периоде — несколько месяцев, за которые получена прибыль",— недоумевает бухгалтер банка из топ-30. "Срок два дня — это очень жесткое требование для подобного объема информации, обычно ЦБ дает на ответ в среднем десять рабочих дней",— указывает главный бухгалтер банка "Авангард" Владимир Андреев. С ним согласна и главный бухгалтер Юникредит-банка Галина Чернышева. "Основное ужесточение требований мне видится именно в сроках ответа на запрос регулятора",— отмечает она.
О масштабе работ, которые предстоит проделать, чтобы ответить на запрос ЦБ, можно судить по перечню подтверждающих документов, указывают участники рынка. Это копия кредитного договора, выписки со счета, с которого заемщик гасит ссуду, финансовая отчетность заемщика и информация о его контрагентах. "Это очень большой объем документов, и даже сложно определить, сколько банку нужно времени, чтобы все их предоставить ЦБ, а при отсутствии доказательств ЦБ может исключить этот источник прибыли из капитала",— говорит один из собеседников "Ъ". Эксперты--сторонники поправок более сдержанны в эмоциях и не считают, что ЦБ перегибает палку. "Масштаб проблемы фальсификации капитала велик,— отмечает управляющий партнер НАФИ Павел Самиев.— Изменения по расчету капитала в части потенциально фиктивных компонентов и их верификации назрели. Сложно оценить в цифрах, но может потребоваться проверка десятков миллиардов рублей банковского капитала".
Юлия ЛОКШИНА