В минувшие выходные исполнилось три года, как на пост председателя Центробанка была выдвинута Эльвира Набиуллина. Первыми о ее выдвижении накануне сообщили именно «Известия». Через три года редакция решила проанализировать, во что обошлось оздоровление банковского рынка, которое стало визитной карточкой финансовой «железной леди».
Как рассчитало специально для «Известий» рейтинговое агентство «Рус-Рейтинг», это стоило около триллиона (955 млрд) рублей. А по мнению аналитика компании EXANTE Евгения Славнова, еще больше — более 1,1 трлн рублей. Как указывает «Рус-Рейтинг», для того чтобы оценить объем трат, прежде всего нужно учитывать количество отозванных лицензий. Высокие темпы этого процесса, подчеркивают в агентстве, являются, пожалуй, одной из главных особенностей текущей политики ЦБ. За время руководства Эльвиры Набиуллиной лицензий лишились 208 банков: 27 — в 2013-м, 73 — в 2014-м, 90 — в 2015-м и еще 18 — в 2016-м, приводит расчеты Евгений Славнов. И добавляет, что это сопоставимо с теми показателями, которые были достигнуты за 11 лет деятельности предшественника Эльвиры Набиуллиной Сергея Игнатьева.
«Безусловно, часть нынешних отзывов можно списать на сложную текущую ситуацию в стране и в секторе, однако если посмотреть на причины отзывов лицензий, то станет очевидно, что ЦБ проводит последовательную работу по выводу с рынка банков, вовлеченных в сомнительные операции. Так, примерно половина банков, потерявших лицензию при госпоже Набиуллиной, лишились ее именно по этой причине», — указывают в «Рус-Рейтинге».
Поэтому нынешний процесс чистки рынка сильно отличается от того, который мы наблюдали при Сергее Игнатьеве, подчеркивают в «Рус-Рейтинге». Тогда в ходе конкурсного производства возвращалось 90% средств, в текущей ситуации ЦБ вынужден был иметь дело с огромными «дырами» в капитале. Как рассказывал в феврале зампред ЦБ Михаил Сухов, «дыра» в капитале банков, у которых за последние 2,5 года были отозваны лицензии, составляет 1,2 трлн рублей.
Причем выплаты вкладчикам-физлицам осуществляются за счет средств фонда страхования вкладов. С начала 2014 года совокупный размер выплат составил порядка 705 млрд рублей, согласно данным на 1 марта 2016 года Агентства по страхованию вкладов. Причем 250 млрд рублей составил кредит ЦБ, поскольку в фонде еще осенью прошлого года закончились свои средства, достаточные для компенсаций пострадавшим вкладчикам.
Однако лицензии отзывались не у всех банков. Второй отличительной чертой руководства Эльвиры Набиуллиной эксперты считают масштабную санацию. По данным АСВ на 1 декабря 2015 года (последние доступные данные), на санацию при новом главе ЦБ было отправлено 25 банков, на что было потрачено порядка 786 млрд рублей, из которых около 770 млрд были предоставлены Банком России.
«При этом пока банками было возвращено чуть менее 61 млрд рублей. Таким образом, на текущий момент чистые расходы на санацию банков составляют около 725 млрд рублей. Несмотря на то что выделение средств на санацию подразумевает их возвратность, следует учитывать достаточно длинные сроки подобных кредитов — в среднем около 10 лет, именно поэтому текущие показатели возвратности средств столь низкие. На текущий момент прогнозировать конечный процент возврата средств бесполезно: неизвестно, как изменится общая ситуация в стране к 2015 году», — отмечают в «Рус-Рейтинге». А Евгений Славнов советует обратить внимание и на упущенную выгоду от тех средств, которые ЦБ выделяет на санацию банков.
— Общий объем кредитов, выделенных сроком на 10 лет под ставку 0,51% годовых, составляет около 500 млрд рублей. Исходя из данных цифр, при условии полного погашения задолженности банков перед АСВ, агентство заработает на данных кредитах всего лишь порядка 13 млрд рублей. При этом, если бы Банк России разместил эти средства через операции РЕПО, например, то полученный доход был бы намного больше: даже при осторожных расчетах с использованием ставки РЕПО на начало 2014 года (6,5%) за 10 лет ЦБ мог бы заработать порядка 181 млрд рублей. И 361 млрд рублей при текущей ставке РЕПО (12%), — приводит свои расчеты Евгений Славнов.
Как рассказал собеседник «Известий», близкий к ЦБ, именно сумма порядка триллиона рублей фигурирует во внутренних расчетах регулятора. Это на днях косвенно подтвердил и Михаил Сухов, который заявил, что объем привлеченных кредитов АСВ для пополнения фонда и на санацию банков в ближайшее время превысит 1 трлн рублей. При этом он же подтвердил, что финансирование фонда и санаций осуществляется за счет дополнительной эмиссии. Однако, отмечают в ЦБ, она не оказывает значительного влияния на инфляцию.
С этим мнением согласны и эксперты. По словам главного экономиста «Рус-Рейтинга» Антона Табаха, в кризисной ситуации основная часть эмиссии идет на затыкание дыр, связанных с просрочкой, и на докапитализацию. Если бы совсем не было эмиссии, то банковская система могла бы потерпеть крах. А имевшая место эмиссия, уверен экономист, не привела к существенному росту инфляции, поскольку на нее больше влияли немонетарные факторы, а также курс рубля.
— Кредиты, которые ЦБ дает на санацию банков, не вполне относятся к количественному смягчению, если вообще относятся — говорит директор по исследованиям и аналитике Промсвязьбанка Николай Кащеев. — Они даются на возвратной основе и нужны для того, чтобы заплатить контрагентам и поправить баланс, создать резервы. То есть в значительной степени — фактически сразу же вернуть деньги Центробанку.
Однако, добавляет Николай Кащеев, деньги, которые ЦБ выдает на выплаты вкладчикам (через АСВ, например), можно отнести к эмиссии с классическими последствиями. Но по его мнению, 250 млрд рублей — недостаточно большая сумма, чтобы оказать влияние на инфляцию.
— Кроме того, большую часть — как правило, процентов 80 — выплаченных АСВ денег вкладчики оставляют в банках-агентах, то есть эти деньги все равно сберегаются, минимизируя инфляционный эффект — пояснил представитель Промсвязьбанка.
Анна КАЛЕДИНА