​Чем рискует банк в условиях тотальной диджитализации?

Дата публикации: 27.11.2017 00:00
6 998
Время прочтения: 4 минуты
Автор
Игорь Антонов, председатель правления банка «Международный Финансовый Клуб»
Игорь Антонов председатель правления банка «Международный Финансовый Клуб»
Источник
Banki.ru

Тренд на диджитализацию в России начался уже давно, и, несомненно, в ближайшие годы в банковской индустрии нас ждет много связанных с этим событий. Это закрытие офисов по обслуживанию клиентов, значительное переформатирование оставшихся под «цифровое» обслуживание. Банки будут рекламировать себя не количеством офисов, а гибкостью, скоростью и разнообразием продуктов, доступных через Интернет.

Сейчас основные преимущества, на которые смотрит клиент, — это скорость и удобство, минимизация количества подписываемых и заполняемых бумаг и форм. Но дальше конкуренция неизбежно переместится в сторону «цифровых» продуктов: использование блокчейна для минимизации затрат и рисков на сложные сделки, создание отраслевых маркетплейсов с участием банков или финансовых маркетплейсов.

Тем не менее диджитализация — это история не только про цифровые технологии, гибкость и скорость при обслуживании клиентов. Тема диджитализации, на мой взгляд, носит более концептуальный характер. А именно: как банки смогут стратегически и эффективно тактически использовать диджитализацию для развития своего бизнеса и инфраструктуры в условиях необходимости жесткого соблюдения требований регулятора и пруденциальных норм.

Поэтому я бы хотел взглянуть на диджитализацию в фокусе того, как она сможет не только повлиять на развитие банковского сектора экономики, но и отразиться на перспективах эволюции экономики в целом.

Уже сейчас понятно, что многие банковские профессии и процессы будут видоизменяться или отмирать. Будет происходить замещение их функций тем, что сейчас принято называть «искусственный интеллект». Но важно помнить, что банк — это сложный механизм, имеющий много точечных узкопрофильных настроек, способных как улучшить его работу, так и негативным образом сказаться на финансовом результате. Поэтому вопрос, каким образом искусственный интеллект сможет повлиять на качество и эффективность банковского сектора, отнюдь не праздный.

К примеру, каким образом роботизация, использование искусственного интеллекта, сможет повлиять на такой важный показатель банка, как ликвидность, если, скажем, при совершении казначейских операций процессом трейдинга будет управлять искусственный интеллект, а в основе «зашита» скоринговая система, основанная на использовании стандартных подходов и процедур? Насколько использование цифровых технологий повлияет на показатель ликвидности банков, являющейся одной из основных составляющих финансовой устойчивости кредитного учреждения? Причем «ликвидности» — в широком смысле этого слова: для всей банковской системы. Сейчас, когда процедура трейдинга координируется человеком, всегда есть место нестандартному решению. И, как правило, всегда существует спрос и предложение. В случае с роботами решения будут всегда стандартными. И может случиться так, что при определенных обстоятельствах вся система будет либо продавать, либо покупать. Это, в свою очередь, может привести к системному кризису ликвидности. А нехватка ликвидности банковского сектора может привести к экономическому кризису и затронет все сегменты экономики и промышленного производства.

В следующем году исполнится десять лет с начала экономического кризиса 2008 года, первопричиной которого стало чрезмерное увлечение кредитными организациями долгосрочными инвестициями в сегмент real estate. Это вызвало, в свою очередь, нехватку ликвидности, которая привела к дисбалансу в платежной системе.

Поэтому уже сейчас можно предположить, что в основе следующего экономического кризиса будет лежать нерациональный подход к внедрению информационных технологий. Безусловно, это скорее вопрос грамотной корреляции стоимости и рисков, а также правильности выбора настроек и процессов, которые, по мнению каждого финансового института в отдельности, следует автоматизировать в первую очередь.

Нас ждут очень интересные истории в банковском бизнесе, в том числе его трансформация — переход на новую эволюционную ступень развития. Какие банки смогут благополучно встроиться в систему использования современных информационных технологий и остаться рентабельными? Те, кто полностью сделает выбор в пользу искусственного интеллекта, или те, кто выберет «золотую середину», автоматизировав процессы, отвечающие внутренним требованиям развития бизнеса при соблюдении законодательства? А может, приверженцы традиционного банкинга?

Но тем не менее tempora mutantur et nos mutamur in illis….

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

AlexandrNic
27.11.2017 13:21
К сожалению большинство банковских работников тоже очень стандартны. Ярчайший образец такой стандартности можно увидеть в народном рейтинге Бинбанка. Там представитель банка отвечает настолько по шаблону, что если вместо него установить автоответчик, реагирующий на ключевые слова, думаю клиенты не заметят разницу. А может там и правда автоответчик?
0

Обучение

Материалы по теме