Хорошая новость: россияне верят своему государству. Плохая новость: россияне верят своему государству, когда оно обсуждает, что бы такое еще у них отобрать.
Хайп недели вызвали невинные рассуждения главы комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолия Аксакова о том, что парламентарии изучают идею конфисковать у населения банковские вклады, которые остаются невостребованными. Суть предложения «заключается в том, чтобы определиться с этими ресурсами», сказал Аксаков. «Есть предложения оформленные, уже и просчитанные. В следующем году плотно займемся». При этом депутат публично признал, что идея законодательно отнимать «спящие» вклады или невостребованные ценные бумаги у их держателей — антиконституционная, ведь речь идет о частной собственности, которая, согласно Основному закону, неприкосновенна. И поэтому такой закон может не пройти. (Здесь, впрочем, приходится сделать оговорку: несоответствие законотворческих идей Конституции никогда не было в России препятствием для исполнительной власти, если она очень хотела принять какой-нибудь выгодный себе закон.)
Никакого законопроекта об отъеме «спящих» вкладов и принудительном зачислении этих средств в бюджет пока нет. Только «экспертные предложения». Объем «зависших» средств на счетах «спящих» клиентов, по словам Аксакова, оценивается в миллиарды рублей. Это сущие копейки как на фоне общего объема вкладов в нашей банковской системе (порядка 27 трлн рублей), так и на фоне российского бюджета (16,53 трлн рублей по расходам в 2018 году). Безусловно, эти миллиарды рублей также не играют никакой роли в устойчивости банковской системы и конкретных банков. Нет ни одного российского банка, который разорился бы из-за невостребованных вкладов. Нет ни одной российской компании, которая потерпела бы крах из-за номинальных держателей акций, которые годами не проявляли никакой активности в отношении этих ценных бумаг. То есть проблемы, которую хотят решить с помощью этого закона, не существует.
Ну «спят» себе вклады и «спят», зачем их трогать? Особенно в стране, где, по данным Счетной палаты, только за один год воруется или тратится не по целевому назначению примерно триллион бюджетных рублей. Однако сами разговоры об этом тут же вызывают почти скандал. И понятно почему. Потому что происходит это в стране, где миллионы людей помнят, как в одночасье превратились в тыкву их вклады в сверхнадежном Сбербанке после распада СССР. В стране, где государство сначала в одностороннем порядке заморозило пенсионные накопления россиян в 2013-м, пустив их на свои нужды, а затем, вопреки публичным обещаниям нынешней власти не делать этого, повысило и сам пенсионный возраст. В стране, где главным мотивом держать депозиты в банках является не столько доверие к банкам, сколько честная и бесперебойная работа системы страхования вкладов: с выплатами в рамках страхового покрытия с 2004 года государство нас пока, к счастью, не обманывало. Редкое приятное исключение из правил.
«Руки загребущие, глаза завидущие» — это про наше государство по отношению к нашим деньгам.
В принципе, в самой идее использовать невостребованные вклады для государственных нужд нет ничего криминального. Все зависит от того, как это делать. В США, где есть такой опыт, все подобные вклады спустя год после того, как банк в обязательном порядке извещает владельца о закончившемся и невостребованном депозите и не получает ответа, зачисляются не в абстрактный «бюджет» штата и тем более не в федеральный бюджет. Эти деньги идут на конкретные региональные благотворительные или образовательные программы именно в том месте, где открыт этот вклад. Информация об этих программах находится в открытом доступе. При этом любой человек, который докажет родство с владельцем вклада, или сам владелец имеют право бессрочно потребовать от государства эти деньги. А государство обязано их вернуть по первому такому требованию.
То, как государство обращалось с деньгами граждан что в советской, что в новейшей российской истории, заставляет россиян охотно верить любым слухам об изъятии «спящих» вкладов в бюджет. О возможности принудительной конвертации по невыгодному курсу валютных вкладов или даже их запрете. Но при этом у нас нет оснований верить, что государство вернет «спящие» вклады их владельцам или наследникам по первому требованию.
В 2019 году у России впервые с 2011-го будет изначально профицитный бюджет. Превышение государственных доходов над расходами практически гарантировано и в 2018-м. Значит, никакой фундаментальной необходимости сочинять и принимать закон о конфискации «спящих» вкладов ради спасения госказны нет. Государство в лице чиновников, близких к нему экспертов, депутатов должно осознать буквально на шкурном уровне: есть деньги, которые не принадлежат государству. Ни под каким соусом. Это не ваши деньги, это деньги граждан. И надо смириться с этой данностью. Оставить эти деньги в покое. В нынешней экономической и политической ситуации самый лучший способ обращения со «спящими» вкладами — не будить их. А заодно и волну народного возмущения.
Комментарии
Шариков: Да что тут предлагать?.. А то пишут, пишут... Конгресс, немцы какие-то... голова пухнет! Взять все, да и поделить...
Между собой
Руки прочь от наших денег! Идите работать, дармоеды Аксаковы!
Честная и бесперебойная работа ссв продолжалась до середины 2015г, когда государство (в лице асв) придумало очередной способ кидать своих граждан, ссылаясь на "забалансовые", или, как их еще называли,"тетрадочные" вклады. В ситуации, когда любой вклад может внезапно стать "забалансовым", говорить о какой-то там системе страхования вкладов просто смешно.
Мда? А история о исках АСВ к вкладчикам умудрившимся снять деньги за месяц до отзыва лицензии, тоже приятностями греет душу редакции?
Или о каких "нас" идет речь? О редакции? Тогда ладно.