Это вам не игрушки: почему и банки, и клиенты выигрывают от внедрения геймификации?

Дата публикации: 03.10.2019 07:57
14 676
Время прочтения: 4 минуты
Источник
Banki.ru

Традиционные банковские программы лояльности в таких инструментах, как кредитные карты, уже не интересны клиентам. Им на смену приходит геймификация, которая привносит не только экономическую, но и эмоциональную составляющую во взаимоотношения клиента и банка.

Банковские программы лояльности в сегменте кредитных карт претерпевают значительные изменения. Классические программы, подразумевающие как выплату кешбэка за активные операции по картам, так и начисление различных бонусов (например, миль), утратили свою новизну и все менее интересны клиентам. Так, когда мы добавили к одной из наших кредитных карт опцию кешбэка, продукт стал хуже восприниматься клиентами, потому что стал сложнее для понимания. Одновременно и банки стараются отходить от «классики», поскольку экономический эффект подобных программ стремится к нулю, если не к отрицательным значениям.

Почему так происходит? Кешбэк финансируется из комиссии интерчейндж. Таким образом, выплата не может превышать ее значение, при этом торговые организации стремятся снизить стоимость обслуживания карт, и мы хорошо знаем, на какой уровень эта проблема вышла в этом году. Если же произойдет снижение комиссии интерчейндж, это приведет к тому, что банки уже не смогут предлагать клиентам кешбэк даже в 1—2%. Одновременно банки устанавливают определенные ограничения на максимально возможную сумму кешбэка (по отдельным категориям трат по карте или ограничивая общую сумму). В итоге складывается ситуация, при которой клиенты, не слишком активно использующие карту, эту программу лояльности на своем кошельке просто не ощущают, при этом те, кто регулярно расплачивается кредиткой, упираются в этот потолок ограничений. Чисто психологически этот барьер неприятен, клиент испытывает негативные эмоции, которые, разумеется, трансформируются в отношение к самому банку и программе.

Кроме того, кешбэк, в отличие от начисляемых баллов или других виртуальных бонусов, банк обязан выплачивать ежемесячно, вне зависимости от того, изъявил ли клиент такое желание, вспомнил о нем или нет. Соответственно, использование клиентами этой программы лояльности составляет 100%.

Да, мы были свидетелями того, как некоторые (даже крупные) кредитные организации шли на то, чтобы отменить ограничения по максимальным суммам кешбэка. В итоге клиенты, участвующие в подобных программах лояльности, получали ежемесячно десятки тысяч рублей возврата. Такие объемы уже невозможно профинансировать только за счет комиссии интерчейндж, поэтому кешбэк становился все более затратным для банков. Некоторые из них были вынуждены принимать непопулярные решения, обвинив клиентов в злоупотреблении программами лояльности. Вряд ли это именно то, что хотели получить от подобных программ и банки, и клиенты.

Выход из этой ситуации — разработка и внедрение программ лояльности, основанных на элементах геймификации, в отходе от стандартного принципа, вроде «Потрать 100 рублей, получи 1 рубль». То есть влиять на итоговый результат (накопленные баллы) будут уже не расходы по карте или не только они, но и какие-либо дополнительные действия клиента, выходящие за пределы стандартных для него ситуаций. Могут быть задействованы форматы квестов, когда каждая следующая трансакция по карте должна быть совершена, например, в конкретном месте или по определенной товарной позиции. Такие игровые элементы становятся все более популярными и хорошо воспринимаются людьми, затрагивая не только экономическую, но еще и эмоциональную составляющую.

Отмечу, что распространенное мнение о том, что геймификация — это процесс, нацеленный на привлечение исключительно молодой аудитории (начиная с «игреков»), на самом деле не подтверждается практикой. Так, 95% наших клиентов по кредитным картам — это наши же бывшие заемщики по продуктам POS-кредитования. Их средний возраст — 40+ лет. То есть это еще представители поколения Х. Для того чтобы выйти на более молодую аудиторию, скорее, требуется выпуск нишевых продуктов. Например, специальных геймерских карт. Однако каждая такая ниша небольшая и для получения масштаба требует выпуска карт, нацеленных на большое количество различных сегментов.

Дополнительным преимуществом программ лояльности, основанных на геймификации, является то, что виртуальные баллы, в отличие от кешбэка, выплачивают только по требованию клиента. В среднем конверсия баллов в реальные выплаты значительно ниже 100%. Причины могут быть разными: от необходимости приложить какие-то усилия, чтобы их получить, до банальной забывчивости. Поэтому в данном случае банк может предложить клиенту уже не 1%, например, а 5—10% кешбэка, выплачиваемого баллами.

Геймификация приводит к тому, что клиент чаще взаимодействует с банком — например, проходя игры в банковском приложении для получения бонусов. Чаще соприкасается с банком, чаще думает о нем. То есть достигается главная цель — повышение лояльности к банку.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Jeca
03.10.2019 09:04
Могут быть задействованы форматы квестов, когда каждая следующая трансакция по карте должна быть совершена, например, в конкретном месте или по определенной товарной позиции.
Сам-то товарищ верит в то, что говорит? Вот прямо так и кинулись тысячи людей после покупки продуктов в Ашане идти или ехать, скажем, в Формулу Кино, чтобы купить билет ради виртуальных баллов, которые еще надо потребовать выплатить, обязательно зайдя в мобильное приложение.
клиент чаще взаимодействует с банком — например, проходя игры в банковском приложении для получения бонусов - клиенту от банка нужны не игрульки, а ясное, четкое и бесперебойное обслуживание. Вот на что надо направлять силы и средства. Клиенты придут на обслуживание туда, где лучшие финансовые условия и хорошее обслуживание, а не прыгалки и свистелки в мобильном телефоне.
29

sinwo
03.10.2019 09:16
Все банки в РФ работают на сверх прибыли: достаточно сравнить какие у них ставки по депозитам и по кредитам, а особенно по кредитным картам - это не соизмеримо! Получают деньги дешево, выдают очень дорого. Нормальное рыночное соотношение - это превышение средней ставки по кредитам на 5% средней ставки по депозитам. Так что пусть уважаемый банкир не прибедняется: хочешь больше клиентов - надо делится прибылью, а не сводить все к комиссии интерчейндж. Проблема многих банков в том, что они выдают значительные суммы афиллированным лицам заведомо зная, что тот кредит не будет возвращен, отсюда и многочисленные санации банков. А страдают в итоге ни в чем не повинные физические лица.
9

vova pupkin
03.10.2019 09:46
И не только на выпиливание бабок на афиллированных лиц. А съем и шикарный ремонт офисов? А х/з чо за стратсессии в венах и лондонах? Вы чо, в России собраться не можете? Не, ну тема то понятная - желание нахаляву за бугор скататься - но причем тут клиенты и их кэшбек? И так если пошерстить - еще дофига глупых трат, но экономить мы будем конечно на клиенте.
5

givu
03.10.2019 10:56
«Потрать 100 рублей, получи 1 рубль» - без всякой геймекации есть копилки на покупки, где с каждых 100р покупок 1р откладывается в кошелек, а на него начисляется процент
0

Louse
03.10.2019 11:11
sinwo пишет:
Все банки в РФ работают на сверх прибыли: достаточно сравнить какие у них ставки по депозитам и по кредитам...

Ключевое слово - РЕЗЕРВИРОВАНИЕ. Покурите эту тему, а потом рассуждайте о сверхприбылях.
1

Обучение

Материалы по теме