Аналитики Anews попытались понять, какие изменения произойдут в мире после того, как пандемия коронавируса сойдет на нет. Какими будут «поствирусная» экономика и общество? Что ждет цивилизацию уже в самое ближайшее время?
Удар по глобализации. Коронавирус пока что доказывает, что глобализация, о кризисе которой уже давно говорили не только ее противники, но и часть сторонников, не справляется с реальными угрозами человечеству. Это дает дополнительные козыри националистам всех мастей. Сейчас они будут активно эксплуатировать разочарование людей идеями глобализма. С другой стороны, сторонники глобализации будут доказывать, что вирус преподал человечеству урок, как правильно и хорошо быть всем заодно.
В любом случае происходящий на наших глазах развал глобальной экономики, разрыв цепочек производства, прекращение трансграничных перемещений товаров и людей заставит государства и корпорации пересмотреть порог экономической безопасности в сторону его повышения.
Все по домам. Коронавирус посадил человечество на карантин. В итоге быстро встал вопрос: кто и как в таких условиях будет поддерживать экономическую активность? И похоже, что новая экономическая реальность будет базироваться на двух китах — роботизации и онлайн-бизнесах, подразумевающих возможность удаленной работы.
Искусственный интеллект (ИИ) и роботы уже уверенно вошли в нашу жизнь, но с 2021 года начнут занимать в ней еще больше места. Офисные клерки будут исчезать, люди смогут работать из любой точки мира, а там, где возможно, их будут заменять ИИ и роботы. Они коронавирусом не болеют.
Кто под угрозой?
- Рынок офисного жилья будет сжиматься, инвестиции в него могут оказаться убыточными. Может упасть спрос и на квартиры, а люди переключат внимание на загородную недвижимость. Удаленная занятость не требует нахождения в городе, а онлайн-инфраструктура может обеспечить быт и за городом.
- Упадет спрос на личные автомашины и топливо. Как следствие, может произойти снижение нагрузки на транспортную и вообще дорожную инфраструктуру.
- Под ударом окажется офлайн-ретейл. Все большую популярность будут набирать гибридные схемы (офлайн + онлайн). Разрушение монополии гипермаркетов и любых крупных сетей в любой сфере пойдет усиленными темпами.
- Онлайн-экономика снизит активность населения. Людей ждет гиподинамия. В итоге спрос на уличный спортивный инвентарь (самокаты, велосипеды) может упасть. И наоборот, вырастет спрос на домашние тренажеры (велотренажеры, дорожки для бега и ходьбы, силовые агрегаты).
А кто выиграет?
- Взрывной рост может ожидать сегмент дистанционных заказов и доставки продуктов питания и готовой еды. А также наборов и заготовок, адаптированных для приготовления на привычных кухонных приборах.
- Стремительно начнет развиваться виртуальный туризм через соответствующий виртуальный контент. В нужную точку мира или музей можно будет попасть не выходя из дома.
- Фитнес частично трансформируется в формат онлайн-тренировок, которыми можно будет заниматься дома. В итоге рост ждет все онлайн-сервисы, агрегирующие такие занятия.
- Широкое распространение получит медицинская онлайн-диагностика. Рост ждет соответствующие сервисы-агрегаторы медучреждений с онлайн-доступом к врачам.
- Будут активно развиваться сервисы по переводу компаний или части их бизнеса в онлайн-пространство. Каждой компании в своей сфере с нуля разрабатывать онлайн-технологии для своего бизнеса крайне затратно, особенно малому бизнесу. Компании, которые будут предоставлять пакетные решения по переводу бизнеса в онлайн в каждой сфере бизнеса, будут быстро расти.
- Онлайн-обслуживание будет нужно не только людям, но и их домашним животным. Индустрию онлайн-обеспечения всем необходимым владельцев домашних животных и их питомцев (еда, медицина, игровые сервисы) ждет уверенный рост.
Учиться, учиться и еще раз учиться. В новых условиях тектонические изменения ждут рынок труда и, как следствие, образование. Новой экономике будут нужны новые профессии, причем получить их можно будет удаленно.
В итоге онлайн-образование ждет успех. В России «Яндекс» уже запустил платформу для дистанционного обучения школьников, растет спрос на образовательный контент: лекции, онлайн-курсы, вебинары. Коронавирус уже называют «черным лебедем в сфере онлайн-обучения».
Но у этой истории есть и обратная сторона. В слаборазвитых экономиках люди недостаточной квалификации, не способные на переобучение, будут пополнять когорту «непрофессионалов»: таксистов, курьеров, охранников. Это будут новые «парии» будущего цифрового мира.
При этом вырастет бизнес агентств и сайтов по найму, так как большое количество персонала в компаниях будет сокращено и обратится за поиском новой работы.
Здоровье в обмен на свободу. Коронавирус не только изменит статус человека как первичного субъекта экономики, но и ускорит создание «Большого брата», который будет в той или иной мере управлять человечеством, оберегая его от эпидемий, а заодно наставляя на путь праведной жизни.
Так, философ и историк Юваль Ной Харари в интервью CNN прямо заявил, что важнейшим последствием коронавируса станет всемирный поворот к цифровому тоталитаризму на основе глобальной слежки.
Пройдя через эпидемию, человечество будет готово смириться с отказом от приватности в пользу здоровья. За которое придется платить тотальным отслеживанием местоположения, температуры тела и т. д.
Топы новостей уже говорят сами за себя. Google и Facebook*, видимо, будут помогать США отслеживать распространение коронавируса с помощью данных о геолокации пользователей. Apple начнет измерять уровень кислорода в крови с помощью Apple Watch. Похоже, биометрической приватности людей, врачебной тайне быстро приходит конец.
Мучительный выбор. Пока что многие развитые страны, в которых бушует вирус, делая выбор между здоровьем людей и поддержкой экономики, стоят на стороне гуманизма. Однако может случиться, что так будет не всегда. Один лишь квартал экономического краха — и к середине лета 2020 года выяснится, что те, кто переживает эпидемию безо всяких проблем со здоровьем, теперь не имеют работы, средств к существованию и жизненных перспектив.
И не выяснится ли в тот момент, что ради поддержания экономики (читай: государства) на плаву гуманизм придется отложить в сторону, выйти из карантина и идти ковать валовый внутренний продукт, невзирая на опасность инфицирования? Это будет очень тяжелый выбор, но не исключено, что сделать его придется.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
*Сервис/сервисы, принадлежащие Meta, признанной в РФ экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ
Комментарии
Вот именно, это и есть основная проблема борьбы с пандемией - экономические последствия для людей от мер, принятых для борьбы с эпидемией, будут хуже, чем последствия самой эпидемии, даже если с ней вообще не бороться.
Ведь совершенно понятно, что, не смотря ни на какие указы президента, в основной массе работодатель не сможет обеспечивать сотрудников средней зарплатой в "нерабочий" месяц. Где он возьмет деньги, если нет продаж? Ну и особенно это накроет и едальни всякие, салоны красоты, туризм и т.д. А там есть люди с ипотекой, например, которые вместе с семьей и детьми окажутся на улице.
И каникулы тут не помогут - ведь платить по кредиту все равно придется, только чуть позже, а где взять деньги, если нет работы, на которую рассчитывал, когда брал кредит, а предыдущий работодатель, который сам брал ипотеку с расчетом на свой бизнес, сидит рядом у мусорного бачка, поскольку у него тоже ипотечную квартиру отобрали.
И дай бог, чтобы эти разорившиеся люди перешли на поедание бродячих кошек и собак, как было в кризис в Аргентине в 2001-2002 г., а ведь могут взять вилы и колья и с их помощью добывать пропитание у более зажиточных граждан, что тоже было в той же Аргентине, которую накрыла волна преступности.
Так что, утверждение, что те кто активно борется с пандемией - на стороне гуманизма - вопрос очень спорный.
Но им, видимо, деваться некуда - если не бороться - обвинят в негуманности.
Нет, лучше угробить сотни тысяч и прослыть гуманным либералом.
Когда у нас там выборы - обязательно пойду
Кто не курит и не пьет, в изоляции помрет.
Могу полюбопытствовать что за офисное жильё такое? Это как?
Раньше это было достаточно просто - рядом с городом роется яма, туда сбрасываются тела тех, кто погиб (вместе с теми, кто заболел и не факт, что выздоровеет), потом эта яма закапывается и все живут дальше. Кто смог выжить - молодец, кто не смог - тому не повезло.
Но такого, что все, кто не болеют и может быть даже никогда и не заболеют, сидят дома и в итоге остаются без работы и без денег без какой-либо активности со своей стороны - такого не было точно.