Долгожданный коммунизм наступил, пусть и с опозданием на 40 лет. Теперь можно не работать, но нас заверили: зарплату получат все. Но, скорее всего, последнюю.
Ведь откуда возьмется зарплата у сотрудников гостиниц, ресторанов, салонов красоты, фитнес-центров? Кто заплатит организаторам выставок, концертов и шоу, музыкантам, пилотам и стюардессам, работникам бейби-клубов, кружков и секций, барменам и официантам, строителям, горничным, экскурсоводам, водителям, няням и домработницам, продавцам тех магазинов, которые по несчастливой случайности не продают «жизненно необходимых товаров»? Нет поездок — нет автосервиса и заправок. Там же и все мойки и шиномонтажи, в которые почему-то никто больше не ездит.
Погодите, а хотя бы нефть-то можно продавать? Ой, оказывается, довезти ее теперь стоит дороже, чем произвести. Случается, что покупателю даже приплачивают, чтобы он забрал свою нефть! А тем, кто купил по 8 долларов и думал, что упасть она может только до нуля, пришлось несладко.
Кто же будет платить? Где деньги? Отсрочка налогов? Сокращение выплат в фонды? Послабления в аренде помещений? Фонд национального благосостояния? Не, не слышали. Малый бизнес приболел еще в марте, но было решено добить его окончательно: просто платите зарплату и ни о чем не думайте. Два месяца без продаж, но с сохранением расходов — что может быть лучше? То, что люди создавали годами, разрушено за несколько недель. Многие рабочие места не появятся ни к осени, ни даже через год. Они вообще больше не появятся. Сколько предпринимателей летом просто обанкротятся? Сколько их сотрудников не смогут накормить своих детей? Сколько из них жили от зарплаты до зарплаты? Сколько удавятся от безысходности, потеряв дело своей жизни? Никогда хорошо не жили — нечего было и начинать. Ишь какие — крафтовых баров наоткрывали!
Например, три года назад человек открыл магазин разливного пива. Или салон красоты, или кафе, или мастерскую, или барбер-шоп, да что угодно. Он вложил туда миллион рублей собственных денег, которые десять лет копил, вкалывая на дядю, и еще пару миллионов занял у родственников и знакомых, которые его поддержали. Он нанял троих сотрудников, приходящего бухгалтера и айтишника на «удаленку». Наработал клиентскую базу, его вывеску стали узнавать, а в соцсетях у него набралось несколько тысяч подписчиков. За эти годы он не вынул из бизнеса ровным счетом ничего — хорошо, если успел отдать долги. В 2019 году он решает расширить бизнес: берет три миллиона в долг под залог всего, что у него есть, и открывает вторую точку. Два миллиона уходят на помещение, ремонт, оборудование, миллион — в «оборотку». Потом ему объявляют, что бизнес его больше не работает, но зарплату он платить обязан. Что происходит? Первая, прибыльная точка, в которую он вложил все свои жизненные силы и опыт, просто закрывается, вторая еще даже не вышла на окупаемость. Но три миллиона он уже должен. Рассрочка? Скидка на проценты? Нет, не слышали. Банки же тоже должны откуда-то взять эти деньги. И пока им никто ничего не обещал.
Проходит месяц. Удаленный айтишник потерял 80% клиентов, бухгалтер — 90% (если, конечно, он не занимается банкротствами). Те, кто поставлял ему товар в кредит, третий месяц сидят на обещаниях, но уже ничего не дождутся. Шесть сотрудников кукуют без зарплаты, потому что платить ее просто не на что — все закрыто. Если у кого-то ипотека и дети хотят кушать — ничего страшного, поедят гречки: поставки надежные, цены поднять не дадим (про рыночные механизмы не слышали). Вместо еды просто помойте руки — это полезно для здоровья. Ну и конечно, те, кто дали ему кредит, уже не получат ничего. Да, кстати, хоть одному человеку удалось оформить ипотечные каникулы?
После месяца семейных скандалов нас еще ждут панические атаки, грабежи и мародерство. Но не волнуйтесь, малый бизнес оплатит все разбитые окна. Светлая Россия Будущего уже тут. Главное — не отчаиваться и почаще смотреть телевизор. Там знают, что делать. Если припрет — изымут проценты по вашим банковским вкладам. А то и сами вклады — не впервой! Те, кто радовался, что на купонный доход с облигаций не надо платить НДФЛ, радоваться тоже перестанут.
А эпидемию мы остановим штрафами — с сохранением зарплаты, конечно. Пару месяцев посидите дома. Кто выживет, не сопьется, не разведется и не помрет от менее популярной болезни, тот победил и получает талоны на колбасу. Кстати, в новый тип дней можно сверлить стены, и соседи ничего сделать не смогут! Потому что это не выходные и не праздники! Это нерабочие. Как состояние дверей у советской машины: есть положение «открыто», «закрыто» и «не закрыто». Так и у нас: выходные, рабочие и нерабочие.
Те, кто родился на дороге к коммунизму, все никак с нее не сойдут. Они верят, что у всех бизнесменов есть мешок с золотом, из которого они недоплачивают пролетариям. Ничего, пусть месяцок-другой покувыркаются. А то ишь чего вздумали — вместо «Лады Калины» «Тойот» себе напокупали! В кредит!
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Алексей Марков — кандидат экономических наук, ведет курс International Stock Markets («Международные фондовые рынки») в магистратуре Международной школы бизнеса РЭУ им. Плеханова. Известен как автор бестселлера «Хулиномика. Хулиганская экономика» и ведущий телеграм-канала Hoolinomics с более чем 30 тыс. подписчиков.
Комментарии
Как и сейчас - в заметке ни слова о конструктивных предложениях, если не считать таковыми кивки на остановку налогов и взносов государству от бизнесов и раздачу бизнесам же из ФНБ.
--
Кстати, Алексей - автор нескольких отличных книг о финансах, рекомендую.