О важности и востребованности автоматизированных решений в 2020 году уже не приходится говорить. По данным аналитического центра НАФИ за 2019 год, 80% крупных компаний в России уже используют автоматизацию в своих бизнес-процессах. Тем не менее, внедрять технологические новшества для компании любого масштаба это большой риск и дополнительные затраты. В особенности вопрос управления финансами стоит остро в период распространения коронавируса и усугубления кризисного положения для бизнеса по всему миру. Будет ли оправдан риск внедрения автоматизированных решений и как они могут спасти вашу компанию во время кризиса.
Особенности автоматизации компаний финансовой сферы в мире. По данным аналитического агентства MсKinsey, финансовый сектор является одним из самых перспективных с точки зрения внедрения инноваций — 42% функционала финансовых организаций в данной сфере можно полностью автоматизировать. При этом 19% остальных бизнес-процессов также возможно автоматизировать, но лишь частично. По расчетам аналитиков компании, введение высокотехнологичных новшеств позволит освободить почти половину (43%) свободного времени работников. Также исследователи добавляют, что автоматизация наиболее эффективна, когда дополняет человека, а не полностью заменяет его.
Внедрение новых технологий активно развивается за рубежом и уже показывает свои результаты. Так, шведский банк Nordea за год автоматизации смог сократить затраты на 31% за счет увеличения скорости работы и прироста операционной прибыли. В то же время в США подсчитали, что замена 5 тыс. сотрудников роботами позволит сэкономить 350 млн долларов в год. Данной выгоды сложно добиться иным путем.
Международный инвестиционный банк решил распределить по сложности задачи, выполняемые сотрудниками, и автоматизировать часть наиболее сложных. Так, в рамках программы цифровые решения внедрили в те процессы, при выполнении которых цена ошибки слишком велика — подтверждение и осуществление сделки. Раньше приходилось привлекать множество сотрудников для общения по электронной почте с клиентом, но роботы решили этот вопрос — так банку удалось сэкономить 444 часов сотрудников в год. Помимо увеличения прибыли и свободного времени, банк значительно снизил риск возникновения какой-либо ошибки. Такой подход позволит компании заблаговременно позаботиться об имидже.
Отечественный опыт. Хотя Россия во многом уступает по уровню технологического развития другим странам, компании все же начинают осваивать новые технологии, но гораздо медленнее. По данным аналитического агентства KPMG за 2018 год, суммарное лицензионное внедрение роботизированных технологий в 2017 году не превысило 1000 единиц, а уже в 2019 году им прогнозировали высокий рост. Однако во время принятия решения о внедрении новых технологий предприниматель сталкивается с рядом барьеров:
- Большой объем инвестиций на первоначальном этапе. Автоматизация каждого процесса требует значительных вложений. Чаще всего для этого нужна покупка нового оборудования или установка нового ПО. Многие российские компании не готовы к таким вложениям, особенно во время кризиса, возникшего из-за пандемии коронавируса. При этом важно рассмотреть автоматизацию бизнес-процессов на будущее, так как в подобные периоды новые технологии позволили бы компании работать в обычном режиме.
- Перестройка бизнес-процессов. Помимо финансовых затрат на внедрение инноваций, российские компании не готовы к тому, что бизнес-процессы начнут изменяться. Однако время предприниматель теряет только на этапе внедрения новшеств, а в дальнейшем деятельность компании и отдельные ее процессы будут доведены до автоматизма.
- Нехватка квалифицированных кадров. На определенном этапе автоматизации компаниям все еще нужны люди, которые будут следить за выполнением тех или иных задач, вмешиваться при возникновении проблем или неординарных случаев. По данным НАФИ, 29% компаний отметили проблему нехватки персонала как основной аспект автоматизации. Большинство персонала в России не обладает особыми навыками обращения с новыми технологиями и требует повышения их квалификации.
Нам в «АТМ АЛЬЯНС» в прошлом году удалось заменить часть отдела по работе с клиентами на роботов, которые общаются с клиентами и обрабатывают заявки. При возникновении проблем или ситуаций, для которых не прописан скрипт, в коммуникационный процесс вмешивается человек. Всего в этом отделе осталось трое сотрудников, которые контролируют выполнение автоматизированных процессов и отвечают за коммуникацию с клиентом в случае возникновения вопросов, которые не может решить робот.
У автоматизации, безусловно, свои плюсы и минусы, однако глобальная практика показывает, что высокий риск оправдывается в долгосрочной перспективе. При этом автоматизация многих процессов может стать гарантом безопасности работы бизнеса в кризис, что сейчас актуально как никогда. Например, не нужно будет тратить время на перевод сотрудников на удаленную работу и терять из-за этого часть прибыли – бизнес-процессы будут реализованы в привычном режиме и с наименьшим риском возникновения ошибок.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции