Квартальное падение экономики США стало самым масштабным с середины прошлого века. Фондовые рынки страны как будто проигнорировали этот факт, обновляя новые максимумы. С чем связан такой отрыв инвесторов от реальности?
Между новостями о том, что экономика США во II квартале обрушилась почти на 33% в годовом выражении, и о том, что капитализация Apple превысила 2 трлн долларов, прошло меньше трех недель. Более того, стремительный рост акций компаний начался как раз в день объявления итогов сильнейшего квартального падения экономики страны с 1947 года. Данные были опубликованы 30 июля, а уже к закрытию рынков 31 июля бумаги Apple прибавили более 10%, достигнув 425 долларов за акцию. В настоящий момент они торгуются выше 500 долларов.
Apple — это лишь наиболее показательный пример. Но и в целом фондовые индексы США не просто не отреагировали на обвал экономики, а продолжили уверенный рост. Индекс Dow Jones вырос с отметки в 26 313 пунктов до 28 308 по закрытии на 24 августа (+7,6%). Почти 10% прибавил за этот период NASDAQ, поднявшись с 10 587 до 11 626 пунктов. Рост около 5% продемонстрировал S&P 500.
Почему же произошел такой отрыв экономики от фондового рынка? Традиционное объяснение в таких случаях от биржевых профессионалов — данное падение уже было отыграно рынком на ожиданиях, поскольку аналитики прогнозировали снижение ВВП в объявленных пределах еще до публикации официальной статистики. Действительно, с середины июля и до 30-го числа месяца основные индексы потеряли в цене 3—4%. Но это не объясняет последующий рост, который быстро и с лихвой «переиграл» все предыдущие потери.
Позитив на рынок привнес сезон отчетности за II квартал, точнее ожидания инвесторов, на этот раз — негативные. Крупнейшие компании из индекса S&P 500 отчитались уже к концу июля. Несмотря на то что общее снижение прибыли составило около 36%, сразу 85% отчитавшихся компаний продемонстрировали результаты «лучше ожиданий». Это дало сигнал к тому, что в III квартале может произойти «отскок»: значимый рост экономики страны по отношению ко II кварталу.
Еще одна причина роста индексов — глобализация применительно к фондовому рынку США. Его капитализация оценивается на уровне порядка 35 трлн долларов, а листинг на биржах имеют около 6 тыс. компаний. Причем далеко не только американских. Для сравнения: ближайший преследователь — Китай — может похвастать капитализацией порядка 13 трлн долларов.
Инвестиции на Банки.ру
Но основной фактор наблюдаемого роста оптимизма инвесторов — это беспрецедентное увеличение государственных расходов США. К началу лета они достигли 35% ВВП, увеличившись за первое полугодие более чем на 17% относительно предыдущего года. Больше вливаний от правительства было только во время Второй мировой войны. На поддержку экономики и граждан США направили 2 трлн долларов, второй пакет, оценивающийся в 1 трлн долларов госрасходов, может быть одобрен конгрессом в ближайшее время. ФРС массово скупает не только трежерис, но и «мусорные» облигации компаний. По прогнозам, уже к концу этого года баланс регулятора США может вырасти до 10 трлн долларов (сейчас он составляет порядка 7,5 трлн долларов). С одной стороны, это приводит к росту необеспеченной эмиссии, однако это долгосрочный риск, который может и не проявиться в полную силу при восстановлении экономики, зато очень сильно влияет на текущую ситуацию.
При этом ФРС пока не спешит предпринимать новые шаги по стимулированию экономики, так называемая «голубиная» риторика сошла на нет. Так, в опубликованных протоколах июльского заседания указывается, что программа скупки активов может быть увеличена в любой момент, но ставка и остальные условия будут оставлены без изменений. То есть пространство для маневра остается, потенциал регуляторного влияния на экономику до конца не исчерпан.
Эта вера в поддержку со стороны регулятора, ожидания восстановления экономики, подкрепленные неплохой отчетностью компаний и снятием основных ограничительных мер, а также слабые возможности альтернативных рынков и приводят к эффекту кажущегося отрыва инвестиционных настроений от реальности.
Как долго продлится этот оптимизм? Экономисты, опрошенные Bloomberg, считают, что III квартал окажется для экономики США успешнее второго: ВВП увеличится на 4,1—4,3%, что в годовом выражении будет означать рост на 17—18%. Но даже если эти прогнозы себя не оправдают, я не ожидаю падения рынков. Да, определенная коррекция в этом случае вероятна, но мартовские обвалы точно не повторятся. Более того, сильного влияния не окажет даже возможная «вторая волна» коронавируса, поскольку, во-первых, в этом случае снизится риск-аппетит инвесторов во всем мире, что усилит приток средств на рынки США, а во-вторых, мало кто ожидает, что власти пойдут на повторение масштабных ограничений. Кроме того, экономика частично перестроилась под новые условия: отчеты американских ретейлеров свидетельствуют о росте продаж, что особенно заметно в онлайн-сегменте, доля которого растет стремительными темпами.
Так что со стороны инвесторов и их оптимизма, подкрепленного правительством США, угроз американскому фондовому рынку до ноября ожидать не стоит. При этом будущее поведение рынка сильно зависит от итогов выборов. Джо Байден, шансы которого на победу в президентской гонке, судя по результатам опросов, увеличиваются, обещает в случае своего избрания пересмотреть существующие налоговые послабления, как и ряд других стимулирующих мер. Если этот сценарий реализуется, проигнорировать его рынки уже не смогут. В любом случае, при кардинальной смене новым хозяином Белого дома «правил игры» финансовой державы номер один инвесторы всего мира предпочтут взять паузу, чтобы внимательно эти правила изучить.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Если у вас ещё не валятся рынки - это не ваша вина, а это лишь наши недоработки! (Росстат России ©