Несмотря на то что на II квартал этого года пришелся режим наиболее жестких ограничений, рынок факторинга за этот период увеличился в объемах. Почему малый бизнес заинтересовался этим видом финансирования?
«Пандемийный» II квартал этого года привел к росту объемов рынка факторинга. По данным обзора НКР и Ассоциации факторинговых компаний (АФК), за апрель — июнь текущего года факторы выплатили клиентам 714 млрд рублей, что на 2% выше значений аналогичного периода прошлого года. Размер совокупного факторингового портфеля на 1 июля вырос с 557 млрд рублей до 674 млрд рублей, или на 21% год к году. В общей сложности российские факторы в первом полугодии профинансировали товарооборот на сумму почти 1,5 трлн рублей, что на 181 млрд рублей, или 14%, больше, чем за шесть месяцев прошлого года.
Основной фактор, повлиявший на рост популярности факторингового финансирования у бизнеса, — это повсеместная практика увеличения отсрочки платежей. Связано это было с существовавшей неопределенностью: многие компании взяли паузу до выяснения того, не приведет ли пандемия к объявлению в стране или конкретном регионе чрезвычайной ситуации. В дальнейшем же задержки платежей использовались в качестве одного из механизмов управления ликвидностью. В среднем по рынку отсрочки одномоментно увеличились на 30 дней. Причем были отдельные «всплески», доходящие и до 120 дней. При этом зачастую в документах прямо прописывалось, что увеличившиеся отсрочки будут действовать до отмены коронавирусных ограничений в том или ином регионе.
Такую же — выжидательную — позицию заняли и многие банки, которые не только ужесточили условия кредитования, но и зачастую пересматривали уже существующие кредитные лимиты, открытые на ту или иную компанию. Ситуация ухудшалась еще и закрытием большинства банковских отделений в период действия режима самоизоляции. При этом далеко не все кредитные организации оказались готовы к полноценному обслуживанию клиентов на «удаленке», сильно пострадала оперативность принятия решений.
Это привело к значительным «кассовым разрывам» компаний, в первую очередь из сегмента малого и среднего бизнеса, и к лавинообразному росту спроса на услуги факторинговых компаний. Подчеркну, что спрос этот был вызван прежде всего новыми клиентами — теми, кто до сих пор ни разу не использовал этот вид финансирования. Те компании, которые ранее пользовались только банковскими продуктами, были вынуждены искать альтернативу. Если судить по статистике нашей компании, то с апреля в объемах предоставленного финансирования практически две трети пришлось именно на таких консервативных клиентов, до этого не работающих с факторингом. В среднем по рынку доля таких клиентов, по моим оценкам, составляет сегодня порядка трети. Но справедливо это, скорее, для небольших и средних компаний-факторов, потому что крупнейшие игроки рынка работают преимущественно с большими размерами лимитов и крупными клиентами из верхнего сегмента МСП, а в этом сегменте таких заметных проблем с ликвидностью нами не наблюдалось.
Безусловно, стоимость факторинга увеличилась, однако этот рост не превысил 10%. В среднем по рынку она составляет сегодня от 1% до 1,5% в месяц. Но подчеркну, что это «средняя температура по больнице»: если фактору нужно быстро принимать решение и выходить на сделку по нетипичному для него клиенту, стоимость финансирования может возрастать за счет дополнительной премии за риск. Ценовой фактор также существенно повлиял в пользу выбора этого вида финансирования, поскольку его стоимость незначительно отличается от «традиционного» кредита. Так, в агентстве «Эксперт РА» отмечали уменьшение спреда между стоимостью факторинга и банковского кредита. В 2019 году он составлял 1,1 п. п. против 1,5 п. п. в 2018-м.
Скорее всего, по итогам этого года мы увидим существенный прирост рынка факторинга, который я бы оценил в 20—25%. Отмечу, что упомянутый в начале рост длительности отсрочек — это долгоиграющий фактор. Особенно если учесть наблюдаемое развитие «второй волны» коронавируса. Даже без нее на возврат к прежним графикам платежей бизнесу потребовалось бы год-полтора, а на фоне экономической неопределенности тем более очевидно, что потребность клиентов МСП в привлеченном финансировании будет только увеличиваться.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции