Период низких ставок заканчивается. Это немедленно отразится на всех финансовых инструментах. И далеко не всегда в пользу инвестора.
На прошлой неделе Банк России, вопреки ожиданиям большинства аналитиков, пошел на повышение ключевой ставки с 4,25% до 4,5%. Отмечу, что ранее агентство Bloomberg со ссылкой на источник в ЦБ сообщало о том, что регулятор рассматривает возможность повысить ключевую ставку до 5,5—6% к концу года. В свою очередь, Эльвира Набиуллина, глава Банка России, заявила, что цикл смягчения денежно-кредитной политики закончен. По ее словам, в ЦБ намерены вернуть ставку к нейтральному уровню (5—6%) на горизонте трех лет.
О причинах смены курса в ЦБ говорят однозначно: это скачок инфляции в последние месяцы. Так, Набиуллина отметила восстановление экономики и потребительского спроса, что привело к ускорению инфляции. По итогам февраля цены выросли до 5,7% в годовом выражении, что уже довольно далеко от целевых значений в 4%. Самое неприятное, что и в марте инфляция точно продолжит рост. Что случится дальше, прогнозы противоречивые, но вряд ли произойдет чудо и цены в одночасье вернутся к норме. А значит, ЦБ будет повышать ставку и далее. Какими темпами и насколько растянется этот процесс — вопрос другой.
Кто выиграет от повышения ставки? Очевидно, что вкладчики, ведь банки будут вынуждены повысить ставки по вкладам. Это, кстати, несет риски охлаждения перетока денег из депозитов на фондовый рынок — процесс, который мы наблюдаем много кварталов подряд, который уже получил название «бум частных инвесторов в России». Механика тут проста: чем дешевле деньги, тем больше их у инвесторов в акции. И наоборот. Однако вместе с депозитами подорожают и кредиты. Частные инвесторы и компании будут вынуждены платить по кредитам больше, что естественным образом сократит их возможности торговать на бирже.
Далее. Повышение ставки автоматически делает привлекательным другой класс активов — облигации. Но не все. Пострадают старые облигационные выпуски, у которых размер купона был ориентирован на прежний уровень ключевой ставки. Кроме того, под ударом оказываются длинные выпуски, поскольку неопределенность в отношении дальнейшей динамики денежно-кредитной политики заставляет инвесторов начать перекладываться в короткие выпуски — сроком 1—2 года. Идеальным инструментом для защиты инвестиций тут выступают облигации с плавающим купоном, который привязан к ключевой ставке. Правда, такие инструменты не так распространены у нас в России.
Рынок облигаций, долга, в условиях роста ставки начинает дополнительно оказывать негативное воздействие на рынок акций. Ведь когда обязательства повышаются, прибыль компании неизбежно сокращается. А значит, снижаются и будущие дивиденды, что немедленно понижает котировки акций.
Теперь рассмотрим такой популярный в России актив, как недвижимость. Очевидно, что чем дороже деньги, чем их меньше, тем ниже спрос. Соответственно, растущая ставка оказывает охлаждающее влияние на рынок недвижимости. Охлаждения стоит ожидать и в золоте, но данный актив ведет себя сложнее. Золото традиционно выступает как защита от инфляции и как «тихая гавань» при биржевых коррекциях.
Что же получается? Растущая ставка приносит всем больше вреда, чем пользы? Это как посмотреть, ведь главная задача повышения ставки — обуздание роста цен и недопущение надувания «пузырей» в различных классах активов и в секторах экономики.
Что же касается бизнеса, то растущая ставка оказывает на него, можно сказать, целебное воздействие. Ведь, чтобы оставаться на плаву, чтобы на акции был спрос, менеджменту компании необходимо повышать эффективность — снижать издержки, повышать качество риск-менеджмента и управления, внедрять новые технологии. Чтобы оставаться конкурентными и привлекательными для инвесторов.
Наконец, частный инвестор. Чтобы сохранять прибыльность своего портфеля, ему нужно повышать свою финансовую грамотность. Это значит учиться читать отчетность, обращать внимание на разные рейтинги эмитентов, обращаться при необходимости к помощи специалистов и т. д. Поскольку на растущем рынке, да при дешевых деньгах, получать прибыль — дело нехитрое. А в обратных условиях? Тут побеждают мозги, что справедливо, согласитесь. Эпоха дорогих денег — это эпоха smart money. Так что бездумные покупки станут чреваты потерей капитала и в конечном счете разочарованием в фондовом рынке.
Ждет ли нас резкое повышение ключевой ставки по образцу конца 2014 года, когда она взлетела до 17%? Конечно, нет. Тогда случился идеальный шторм, вызванный внешними шоками, сейчас же правительство и Банк России ситуацию вполне контролируют. Поэтому ставка хотя и будет повышаться, но не на каждом заседании и, скорее всего, минимальными шагами — на 25, максимум 50 базовых пунктов за раз. К концу года я ожидаю ключевую ставку на уровне 5—5,5%.
В интересах и государства, и бизнеса, и частных инвесторов обеспечить наиболее комфортный переход, чтобы все успели адаптироваться: компаниям — перестроить свои бизнес-модели, инвесторам — поменять структуру портфелей. Никому не нужны панические распродажи на фондовом рынке, бум на котором стал таким долгожданным и желанным. Тем более что на рынок пришли миллионы вчерашних вкладчиков, у которых по объективным причинам опыта биржевого дела мало.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции