Среди всех сегментов страхового рынка вызванные коронавирусом изменения сильнее всего повлияли, пожалуй, на рынок медстрахования. Малые и средние компании теперь выбирают более дешевые программы ДМС или вовсе от них отказываются. А в сами программы все чаще включаются «коронавирусные» опции — например, психологические консультации или вакцинация в офисах.
В прошлом году рынок ДМС переживал не лучшие времена. Быстрый рост взносов по медстрахованию в 2019 году сменился падением по итогам 2020 года, указал Банк России в обзоре страхового рынка. Количество договоров корпоративного ДМС снизилось на 7,7%. Причины понятны — оптимизация расходов небольших предприятий. Мы как страховой брокер получаем много запросов от корпоративных клиентов на подбор программ добровольного медицинского страхования. И за последний год эти запросы существенно изменились.
Малые и средние предприятия выбирают более бюджетные варианты, а некоторые вовсе отказываются от страхования
ДМС было важным показателем успешности компании и способом завоевать лояльность сотрудников. С наступлением сложного периода многим стало не до этого — небольшие компании по максимуму сокращали расходы. Сейчас, когда ситуация улучшилась, они не спешат возвращаться к прежним опциям. Многие выбирают усеченный вариант ДМС или отказываются от страховки. Те, кто сохраняет ДМС, часто оставляют в программе только базовую услугу — амбулаторно-поликлиническое обслуживание — и отказываются от более дорогих «надстроек», например стоматологии, вызова скорой помощи, госпитализации. В среднем стоимость ДМС для компаний среднего и малого бизнеса снизилась на 20% за счет оптимизации программ.
Чтобы совсем не лишать своих сотрудников защиты, некоторые организации приобретают программы по другим видам рискового страхования — например, защиту от несчастного случая, болезней, инвалидности. Такие полисы существенно дешевле, и объем оказываемых по ним услуг, конечно, меньше. Но для кого-то такие программы становятся оптимальным решением.
Крупный бизнес сохраняет позиции
Объемы корпоративного ДМС могли сократиться еще больше, если бы не крупные компании. Они в целом не уменьшили расходы на страхование сотрудников. Более того, Банк России справедливо отметил, что крупные клиенты только усилили внимание к здоровью работников и стали включать в ДМС дополнительные риски. Правда, теперь некоторые компании предлагают сотрудникам полисы с франшизой, в результате 10—15% от стоимости услуги сотрудник оплачивает сам.
Как изменилось добровольное медстрахование?
То, что раньше было, скорее, модными надстройками в медстраховке, стало насущной необходимостью. Речь идет о телемедицине, втором медицинском мнении, развитии онлайн-сервисов, психологических консультациях и других опциях. Расскажем о них подробнее.
Телемедицина и второе мнение
Возможность попасть на прием к специалисту не выходя из квартиры или получить второе медицинское мнение стали жизненно важными опциями. И многие страховые компании, понимая потребности клиентов, стали включать их в перечень услуг по ДМС. Думаем, что даже после того, как вызванные пандемией проблемы уйдут в прошлое, телемедицина останется в полисах — люди привыкнут к такому виду взаимодействия с врачами.
Развитие личных онлайн-кабинетов
Во время пандемии и медучреждения, и страховщики старались уменьшить количество визитов в поликлиники. В связи с этим стали быстро развиваться онлайн-сервисы. Например, теперь в личном кабинете пациент может не только получить данные анализов, но и узнать их интерпретацию — раньше для этого надо было идти на прием к профильному специалисту. Кроме того, через онлайн-кабинет можно создать семейный профиль, записаться на прием или отменить запись, поставить напоминание об исследованиях и многое другое. Работа по развитию онлайн-сервисов, конечно, будет продолжена.
Психологические консультации стали популярными
Раньше этой возможностью редко пользовались, но в пандемию психологическая поддержка понадобилась многим клиентам: люди испытывали стресс и нуждались в профессиональной помощи. Так что такая опция теперь также стала востребована в программах ДМС.
Пандемия добавила в ДМС «ковидные опции»
Страховщики быстро адаптировали свои продукты к требованиям новой реальности. В полисах появились такие опции, как тестирование в офисе компании (методом ПЦР и на антитела), вакцинация от коронавируса и реабилитация после COVID-19. Даже после окончания острой фазы пандемии эти услуги будут сохранены в программах ДМС.
Сейчас страховые компании проводят активную политику по привлечению новых клиентов и удержанию существующих. Многие предлагают скидки, устраивают акции («один месяц обслуживания бесплатно» и т. д.). Думаем, что эти меры позитивно скажутся на динамике сборов — мы не ожидаем сокращения премий по ДМС в 2021 году. Рынок, вероятно, покажет нулевую динамику или небольшой инфляционный рост. Оптимистичный сценарий допускает возможность восстановления спроса на ДМС во втором полугодии 2021 года.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии