Очередные ограничения, вводимые в ряде регионов России из-за роста числа заболеваний коронавирусом, уже привели к снижению деловой активности в некоторых отраслях. Похоже, что прогнозы по восстановлению экономики в этом году придется вновь корректировать. При этом еще в конце мая Минфин заявлял о «более радужной траектории» (с ожиданиями прироста ВВП почти на 3%). «Радужные» перспективы видели и экономисты, опрошенные в мае Банком России (их консенсус-прогноз динамики ВВП был +3,5%). Однако темпы восстановления российской экономики, видимо, будут гораздо скромнее и прогнозов, и показателей других стран. Так, по прогнозам Еврокомиссии, общий ВВП стран Евросоюза в этом году прибавит 4,2%, притом что отдельные страны продемонстрируют более уверенный рост. Например, Испания может вырасти на 5,9%, Франция – на 5,7%, даже в Румынии ожидают прирост на уровне в 5,1%.
Безусловно, лозунги из серии «догнать и перегнать» сегодня неприменимы, тем не менее очевидно, что российской экономике требуются новые точки роста для того, чтобы нивелировать это отставание и выйти на траекторию устойчивого роста. Ведь до сих пор болезнь «сырьевой иглы» не преодолена, и российская экономика сильно зависит от сырьевой конъюнктуры, то есть от волатильного и слабо предсказуемого фактора. Одним из факторов устойчивого роста может стать дальнейшая диверсификация экономики, упор на рост доли продукции реального сектора в ВВП страны.
При этом один из ключевых технологических сегментов — ОПК (оборонно-промышленный комплекс) — также находится на стадии циклического спада: конкуренция на внешних рынках резко ужесточилась, пик госзаказов по модернизации вооружений тоже пройден. Эти две проблемы – наше топтание вокруг низкой динамики роста и снижение спроса на продукцию военной промышленности – могут быть одновременно решены через новую программу конверсии. Согласно поручению президента, доля гражданской продукции в выручке оборонных предприятий к 2025 году должна составлять не менее 30%, а к 2030 году предполагается довести ее до 50%. Для понимания масштаба: в абсолютных цифрах это означает, что «гражданская» выручка должна будет составлять не менее 22 трлн рублей.
На эту тему обычно возникают скептические оценки: дескать, мы проходили это 30 лет назад, сковородки вместо танков, пусть в никуда. И такой вариант, безусловно, не годится.
Конверсия должна быть исключительно технологической. Но достижение этой цели невозможно без масштабной модернизации существующих мощностей или даже создания новых производств. Для этого могут потребоваться инвестиции в основной капитал в размере до 5 трлн рублей. Очевидно, что за счет собственных средств потянуть такие объемы инвестиций предприятия не в состоянии, и вряд ли здесь есть возможность привлечения частных инвесторов: сроки окупаемости большие, неочевидны перспективы спроса.
Как создать этот спрос? Традиционный способ — это стандартные госзакупки, но это может оказать негативное влияние на эффективность модернизации оборонки и искажает конкурентную среду. Другой вариант — механизм гарантированного государственного заказа, предложенный Новикомбанком (опорным банком госкорпорации «Ростех»). Профильным министерствам и ведомствам уже поручено к октябрю этого года проработать вопрос применения госкомпаниями этого механизма.
Гарантированный заказ подразумевает, что у компании-госзаказчика возникает обязательство в будущем купить у производителя определенный объем продукции с заранее определенными характеристиками и ценой. Регулируются эти параметры контрактом, заключаемым на конкурсной основе. Причем к конкурсу могут быть допущены не только производители, но и инвесторы (включая банки).
За счет этого механизма производители получают возможность планировать объемы выпуска продукции и требуемые для этого мощности, а кредиторы или инвесторы – понимать сроки окупаемости и источники поступления средств. В отличие от существующей системы госзакупок, доступ к новому механизму смогут получить и те производители, в линейках которых пока отсутствует «контрактная» продукция.
Конечно, возникает вопрос, потянет ли бюджет страны новые расходы. Разработчики механизма утверждают, что дополнительных затрат не потребуется: эти средства уже учтены в существующих 12 национальных проектах общей стоимостью 27 трлн рублей. Тем более что сроки их реализации, так же как и программа диверсификации производств ОПК, рассчитаны до 2030 года.
Важно, что речь идет о производстве высокотехнологичной продукции, рост объема производства именно в этом сегменте позволит заложить базу для диверсификации и устойчивости экономики. В условиях действующих санкций также это позволит создать альтернативные производства в сфере модернизации транспортной инфраструктуры, энергетики, химической промышленности.
Каковы риски и подводные камни? Первый, конечно же, – это длительные процедуры и потенциальная «забюрократизированность», которых очень важно избежать. Второй – необходимость тонкой настройки конкурентной среды в рамках гарантированного заказа, чтобы не получить очередные квазимонополии. Но это уже больше технические задачи, их вполне можно решать.
Что из этого следует для обычных потребителей? Вполне может появиться наконец-то реальный драйвер экономического роста. Перезапуск как инвестиционной активности, так и загрузка высокотехнологических сегментов, спрос в которых в силу вышеуказанных причин падает или стагнирует. Это приведет к росту доли отечественного производства в целом ряде товарных групп, улучшению динамики экономики и в конечном счете – к росту реальных доходов населения.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Автор нам наконец напомнил, что "устойчивое развитие" - это просто развитие без провалов.