Жизнь предпринимателя или руководителя организации предусматривает регулярное общение с налоговыми органами: необходимо сдавать бухгалтерскую отчетность, предоставлять пояснения и прочее.
Председатель правительства РФ Михаил Мишустин, внедривший многие цифровые сервисы в работу налоговой, считает, что общение с налоговой службой должно быть полностью бесконтактным. Например, с введением систем АСК НДС-2 (ПО, обеспечивающее автоматизацию перекрестных проверок налоговых деклараций) и электронного документооборота отношения предпринимателя и налогового органа вышли на другой уровень.
Несмотря на эти положительные тренды, еще достаточно часто возникают ситуации, когда сотрудники налоговой службы злоупотребляют своими полномочиями. Чаще всего незаконные требования предъявляют во время проверок. В такие моменты главное — не поддаваться панике и быть готовым отстаивать свои права. Партнер Reasons Law Firm, руководитель практики административно-правовой защиты бизнеса Тигран Саркисов рассказывает о самых распространенных неправомерных требованиях.
Во-первых, представители налоговой могут не соблюдать порядок запроса информации у налогоплательщика при проверке его контрагента. Порядок проверки указан в статье 93.1 Налогового кодекса: обычно или ИФНС напрямую требует нужные документы у организации, или налоговая — инициатор проверки контрагента направляет поручение в инспекцию по месту учета компании. Вместе с этим требованием должна быть копия поручения от инспекции, которая инициировала запрос. В ней должно быть указано, при проведении какого именно мероприятия налоговикам потребовались документы и информация.
Важно: требование составляется на основании поручения от инспекции контрагента и не может выходить за его рамки. Если налоговая запрашивает другие документы, а также пытается «навязать» иные основания для проверки, то такое требование незаконно. Согласно НК РФ, налоговый орган вправе потребовать документы и информацию вне рамок проверок только при возникновении обоснованной необходимости относительно конкретной сделки и при указании сведений, позволяющих идентифицировать эту сделку.
Во-вторых, иногда сотрудники налоговой запрашивают первичные документы без весомых оснований. Например, в результате камеральной проверки налоговой декларации по прибыли (в которой налог был исчислен к уплате) инспекция может запросить пояснения о причинах снижения налоговой нагрузки и потребовать представить копии первичных документов, подтверждающих величину прибыли. Но требовать первичную документацию в указанной ситуации налоговая инспекция не вправе. Согласно пункту 1 статьи 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком.
При этом пунктом 7 статьи 88 НК РФ предусмотрено, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе спрашивать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей или декларацией. Плюс, согласно главе 26.2 НК РФ, обязательное представление налогоплательщиком первичных учетных документов вместе с налоговой декларацией также не предусмотрено.
Если налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, он не может требовать у налогоплательщика объяснений и первичных учетных документов.
В-третьих, налоговики могут предпринимать выездные проверки с нарушением законов. В извещении, которое они должны заранее прислать в организацию, должны быть указаны: полное и сокращенное наименование проверяемой компании; состав проверяющей группы, которая имеет право доступа на территорию; перечень налогов и проверяемый период. Здесь предпринимателю важно помнить, что дважды проверять один и тот же период запрещено (пункт 5 статьи 89 НК РФ). Плюс формулировка в извещении «все уплачиваемые налоги и сборы» незаконна, так как в решении должен быть указан полный перечень проверяемых налогов. Нарушение сроков — также самостоятельный повод оспорить финальный проверочный акт.
Налогоплательщики также не обязаны предоставлять инспекторам электронные базы для проверки — статья 93 НК РФ обязывает только показать документы, связанные с исчислением налогов. Требование инспектора дать доступ к электронной базе данных незаконно, и допускать налоговые органы к бухгалтерской программе не стоит. Самый безопасный способ предоставления — прошить и заверить копии документов. Каждый предоставляемый документ должен соответствовать форме и быть корректно заполнен, не содержать исправлений, при необходимости быть подписан и заверен печатями.
Последнее распространенное незаконное требование — вмешательство в хозяйственную деятельность общества. Так, в 2018 году суд постановил, что субъективное мнение инспекции о возможности юридического лица купить сайты у разработчиков не за счет заемных средств, а самостоятельно — необоснованное вмешательство в хозяйственную деятельность участников экономических отношений.
Такой подход нарушает порядок выплаты НДС, а отказ в вычетах недопустим по мотиву нецелесообразности взаимоотношений хозяйствующих субъектов. В предпринимательской деятельности контрагенты принимают решения самостоятельно. Налоговые органы могут только контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах.
Если вы столкнулись с неправомерными действиями представителей налоговой инспекции, вы можете составить жалобу. Она подается в вышестоящий налоговый орган через ту инспекцию, действия или бездействие должностных лиц которой обжалуются. А налоговая инспекция, получив жалобу, должна передать ее в вышестоящий налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня поступления.
Мы рекомендуем соблюдать некоторые правила при общении с налоговыми инспекторами:
· Проводите профилактические беседы с сотрудниками вашей компании, привлекайте коллег из юридического отдела или сторонних специалистов из сферы налогообложения. Показания работников организации, полученные налоговым органом, даже с применением «уловок», граничащих порой с нарушением законодательства, могут принести много проблем.
· Не оставляйте сотрудников один на один с налоговым инспектором. Несмотря на то, что юристы давно призывают использовать право, предусмотренное Конституцией РФ (статья 51), не все сотрудники об этом знают.
· Всегда спокойно общайтесь с представителями налоговой, будьте вежливы. При этом фиксируйте все действия инспектора.
· Не подписывайте документы, в содержании которых вы не уверены. Ваша подпись на документе может уменьшить ваши шансы на обжалование требований налогового органа.
· На все требования налоговой, даже те, которые вам кажутся абсолютно незаконными, необходимо отвечать с юристом. Грамотно составленный ответ поможет вам «обойтись малой кровью» либо вовсе отменить требования налоговой.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции