Оборотная сторона маркетплейсов, или Почему черный рынок набирает обороты?

Дата публикации: 24.11.2021 00:01
10 176
Время прочтения: 4 минуты
Автор
Анна Фомичева, сооснователь мультисервисной SAAS-платформы для бизнеса DigitalVed
Анна Фомичева сооснователь мультисервисной SAAS-платформы для бизнеса DigitalVed
Источник
Banki.ru

Многие из нас заметили за собой смещение покупательских привычек в сторону онлайн-заказов. Удобно, быстро, никуда не нужно идти. Но вместе с новыми возможностями на голову потребителей опустились и новые проблемы, о которых мы и не задумывались, пока на просторах Интернета не стали появляться разоблачающие ролики о некачественных товарах и набирающем обороты черном рынке. Сооснователь мультисервисной SAAS-платформы DigitalVed Анна Фомичева рассказала о подводных камнях такого онлайн-шопинга и поделилась советами, как не попасться на удочку продавцов-мошенников.

Среди покупателей бытует мнение, что прежде, чем товар попадет на витрину, продавец предоставляет все документы, а маркетплейс их проверяет. Пожалуй, это одно из самых больших заблуждений. Маркетплейс не несет ответственности за товар, который продается на площадках (запрещенные к размещению товары по российскому законодательству в расчет не берутся — за размещением таких позиций строго следят и сразу блокируют продавца), а значит, продавец имеет возможность реализовывать контрафактную или некачественную продукцию.

Тревожные звоночки, или На что обращаем внимание

1. Сертификация товаров

Многие площадки при регистрации не требуют обязательного предоставления сертификатов на товары, но могут их запросить в любое время. Мы как покупатели можем связаться с площадкой и запросить сертификат, если возникли какие-либо сомнения в качестве приобретенного товара, а если ответа не поступило, можно смело обращаться в Роспотребнадзор. На основании жалобы служба начнет проверку маркетплейса, и в случае наложения на него штрафных санкций продавец обязан будет компенсировать средства площадке.

Если мы разовьем тему чуть шире и начнем разбираться, почему это произошло, то поймем, что продавец не предоставил маркетплейсу необходимую и достоверную информацию о товаре и не обеспечил подтверждение его безопасности для жизни, здоровья и окружающей среды. Чем несоответствие продукции техническим регламентам грозит покупателям? Как минимум аллергией или вздувшейся пузырями краской и отравлением вредными парами.

На сегодняшний день запущен пилотный проект между Росаккредитацией и такими площадками, как Wildberries, Ozon, Supl.biz, компанией METRO Cash&Carry и маркетплейсом строительных материалов «Орлан System» по созданию сервиса, который будет автоматически добавлять в карточку товара, представленного на площадках, информацию о наличии действующих сертификатов и деклараций о соответствии.

2. Низкие цены

Ни для кого не секрет, что маркетплейсы любят за низкие цены. Безусловно, низкие цены зачастую устанавливаются для привлечения покупателя или вызваны необходимостью участия в обязательных акциях площадки. Но все же при приобретении товара по заниженной стоимости нужно задаться вопросом: «А все ли в порядке с товаром?» Ведь главной целью любого продавца является извлечение прибыли. Тогда за счет чего может складываться низкая цена?

Риски покупателя заключаются в высокой вероятности получить подделку, товар с истекшим сроком годности и перебитыми датами выпуска. Пример — популярная корейская косметика. Практически у всех брендов косметики в России есть официальные дилеры и дистрибьютеры, которые устанавливают рекомендованные цены, по сути, ниже этой цены товар продаваться не может.

Еще покупателю необходимо учитывать такой момент. Низкая цена товара и наличие всех документов может говорить о реализации неликвидной партии товара. Такой товар в Корее вполне может не пройти проверку системы качества из-за отступлений в рецептуре, также могут быть не соблюдены условия хранения. То есть низкая цена на известный товар для покупателя — всегда повод задуматься.

3. Копии или «паленый» товар

Оказывается, копии брендовых товаров можно свободно приобрести на рынке без каких-либо подтверждающих документов об их происхождении и сертификации, причем даже там идет градация подделок («качественная копия», «некачественная копия»), соответственно, различается и закупочная цена. Внешне товар можно распознать только при детальном сравнении с оригиналом, содержимое отличается даже по консистенции и запаху. Это то, что видно без лабораторных исследований. Хорошо, если средства останутся просто пустышками.

К сожалению, вполне рабочая схема, когда сертификация может производиться на закупаемые официально партии косметики, а все остальные приобретаются на черных рынках «под документы».

Наравне с косметикой вы легко можете столкнуться с некачественными товарами для детей, одеждой и обувью — любыми товарами повседневного спроса, которые свободно «проскакивают» через контролирующие органы.

И на вечный вопрос «Что делать?» есть только один ответ: защищать свои права. Появилось сомнение в упаковке, цвете, консистенции товара? Попросите сертификат соответствия или обратитесь в Роспотребнадзор, верните товар, одним словом, займите проактивную позицию!

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Bream
24.11.2021 17:38
Практически у всех брендов косметики в России есть официальные дилеры и дистрибьютеры, которые устанавливают рекомендованные цены, по сути, ниже этой цены товар продаваться не может. (с)
Ценовой сговор. Вообще, удивительно от сооснователя слышать по РРЦ. Ну ладно бы рядовой менеджер ляпнул. Но руководитель. Мде... Может. Может товар продаваться ниже РРЦ. Более того, - он и должен продаваться (и выше, кстати тоже может, но тогда надо "брать другим" ) Это называется свободный рынок и конкуренция. А РРЦ пусть дилеры и дистрибьютеры себе засунут
1

Manyo
11.12.2021 18:15
<p>Согласна с автором и не согласна с Bream. Товар-то может продаваться ниже по цене, и рынком это можно назвать, а вот конкуренцией в данном случае вряд ли. Давайте вещи называть своими именами - обман нас покупателей, на том же качестве, например. Или все у нас такие альтруисты купил за 1000 продал за 100.  </p>
0

Обучение

Материалы по теме