Фриланс, самозанятость, гибкий график работы, новые источники дохода — этими словами уже никого не удивишь. Все больше клиентов приходит в онлайн, все больше продавцов ищет покупателей своих товаров и услуг через Интернет. Как же мы будем платить друг другу в будущем? И при чем здесь финтех?
Все «по-белому»: новая реальность дополнительного заработка
«Вольных художников» становится все больше, а значит, растет и рынок С2С-сделок (consumer-to-consumer, то есть потребитель — потребителю: и покупатель, и продавец — физические лица). Кто-то ищет более удобные условия работы, кто-то — источник дополнительного заработка. А кто-то создает платформы, на которых продавец и покупатель находят друг друга.
Пандемия усилила не только экономическую мотивацию (людям всегда нужны деньги), но и психологическую. Я имею в виду, что люди стремятся найти более удобный формат работы или попробовать зарабатывать с помощью новых навыков. Так, число частных репетиторов за год выросло на 64%, а людей старшего возраста, которые начали официально работать на себя, стало в 1,4 раза больше.
По данным игроков рынка, сектор услуг по росту значительно опережает продажу товаров. Сегмент красоты и здоровья — абсолютный лидер по доле заказов. За ним идут бытовые услуги, строительство и ремонт, изготовление чего-либо на заказ, дизайн, IT, контент и оптимизация бизнеса. Российский рынок фриланса, утверждают эксперты PwC, составил 41 млрд долларов в 2020 году. В 2025-м он, если верить прогнозам, вырастет до 102 млрд долларов. По этому показателю Россия входит в первую десятку стран, а по темпам роста занимает второе место в мире. На первом — США. Корпоративный сектор пока занимает незначительную долю в найме фрилансеров, хотя потенциал велик.
Как меняются расчеты между «физиками»
Сегодня сектор услуг формирует новые модели занятости — с точки зрения поиска и привлечения клиентов, выбора удобного формата работы и абсолютно прозрачных расчетов. Этому способствует демократичность финтеха, развитие предложений для самозанятых и появление специальных платежных решений для С2С-платформ. Такие решения нужны, чтобы у всех участников сделки были гарантии исполнения условий.
Помимо гарантии качества, для С2С-платформ важны скорость предоставления услуги и простота расчетов. И все это часто обеспечивается с помощью финтех-решения для безопасных сделок. Сейчас на рынке таких предложений достаточно. Открою секрет: сами платформы, выступающие гарантом, редко разрабатывают подобные решения in-house (то есть силами своей внутренней команды). Обычно они используют готовый продукт от партнера.
Безопасность сделки заключается в том, что деньги клиента поступают продавцу только после того, как заказчик получил свою покупку. А гарантом выступает С2С-платформа, которая берет за это небольшую комиссию. В этом и заключается отличие от традиционного решения «вопросиков»: споры, как правило, пытаются переложить на кого-нибудь другого. Часто это банки или платежные провайдеры: мол, за деньгами надо идти к тем, кто контролирует движение этих самых денег.
Давайте честно: автоматизация работы с претензиями более или менее поставлена на рельсы. Тогда в чем же цимес? В удобстве для продавца и покупателя. Во-первых, стоит смотреть на срок заморозки денег: это средние по рынку семь дней или заморозка на несколько месяцев? Большие сроки важны для трудоемких и длительных проектов, таких как ремонт, создание сайта, проектные задания. Во-вторых, платежный сценарий для обеих сторон должен быть максимально привычным. Ни продавец, ни покупатель не хотят тратить время на анкеты, идентификацию и прочую бюрократию. В-третьих, продавец хочет мгновенно начать распоряжаться заработанными средствами — онлайн и офлайн, переводить или инвестировать.
Куда дальше смотреть платформам?
Демократичная природа финтеха заточена под упрощение пользовательского опыта при расширении количества этих сценариев, то есть для пользователя все большее количество функций упаковано в привычный и простой интерфейс. При этом важно, чтобы технически все «подкапотные» механизмы были совместимы и создавали так называемый network effect (усиление эффекта от одновременного использования нескольких продуктов, или синергия, как популярно сейчас говорить). Так, маркетплейсы могут добавить безопасную сделку и выйти на новую аудиторию. Еще можно добавить функционал электронных чаевых. Кстати, антифрод в таком случае обеспечивает поставщик решения, то есть финтех-партнер, что крайне выгодно для бизнеса.
А теперь еще два сценария, нужных для пользователей, но редких в исполнении. Я считаю, что именно они будут драйвить сектор расчетов между «физиками». Первый — расчеты с иностранцами, или нерезидентами, как их называют в профессиональных платежных кругах. Не секрет, что фриланс-сайты работают с гражданами Беларуси, Украины, Казахстана и т. д. Только вот возможностей для прямых международных расчетов не предоставляют. Второй — интеграция выплат с расчетного счета юридического лица. Объясняю простым языком: многие компании компенсируют расходы на обучение или услуги психолога. Контракты с определенными школами не всегда выгодны и не всегда нужны сотрудникам: для них эффективнее подбирать специалиста нужного профиля и уровня самостоятельно. Вот тут было бы здорово усилить корпоративный спрос на фриланс-платформах. Решения для этого есть — дело за надежным партнером.
Подытожу: сегодня расширяются возможности заработка и для помощниц по хозяйству, и для программистов. Главным вопросом остается добросовестность сделок и безопасность финансов. Финтех-решения уже сейчас предоставляют весь необходимый функционал, что позволяет рынку прямых расчетов расти качественно и количественно.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции