В России есть поговорка: у соседа трава всегда зеленее. Насколько она может быть верна в отношении денег, которые мы благодаря долларам тоже иногда называем «зелеными»? Или, быть может, это только фольклор? Давайте заглянем в чужие «огороды», особенно в те, где «трава» растет уже не первый век.
Не секрет, что в Европе культура инвестирования и вообще существования разнообразных бирж берет свое начало еще тысячелетие назад. В том современном и привычном нам виде финансовые компании и продукты для инвесторов в мире существуют гораздо дольше, чем в России. Капиталистический мир долгое время соперничал с социалистическим. Мой опыт работы как в иностранных, так и в российских инвестиционных компаниях и банках позволяет сравнить и понять, что объединяет их, а что делает разными. Это особенно важно, когда, выбирая продукт, мы говорим о диверсификации по странам или поиске новой юрисдикции.
Пожалуй, первое, что хочется отметить, — это отношение к сроку инвестирования. Для европейца финансовое планирование на 10—15 лет — норма. Семьи, бизнесы и частные инвесторы живут понятиями долгосрочных целей. Причем это не обязательно привычные покупка недвижимости, обновление автомобиля или ремонт. В России же этот срок гораздо короче. Еще недавно инвесторы вообще говорили о горизонте только в один год, не более, а то и еще короче. Однако и здесь благодаря развитию готовых продуктов, а также растущему опыту и финансовой грамотности «длина» финансовых инструментов стала достигать 3—5 лет. Банки и инвестиционные компании также подстраиваются под изменения и выпускают продукты, не ограничиваясь короткими и спекулятивными решениями.
Разные у инвесторов в России в сравнении с европейцами и ожидания по доходности. И неправильно было бы объяснять это только низкой учетной ставкой. Хотя справедливости ради нужно сказать, что это имеет важное значение, так как околонулевые ставки по депозитам подталкивают к использованию более сложных финансовых инструментов. Если для западного человека доходность 2—5% в валюте считается нормой, то в России часто трудно удивить продуктом со ставкой 15—20%. Это и некоторая «избалованность» высокими доходностями на заре развития фондового рынка, и попытка обогнать инфляцию. Рост цен на товары повседневного спроса здесь столь стремителен, что ставки ниже не могут помочь даже просто сохранить накопленное. Однако высокие ставки влекут за собой и большие риски, что также регулирует ожидания, приводя их к более справедливым.
Развитость рынков, кстати, выражается не только в толерантности к срокам и доходности. Она, словно пирамида потребностей Маслоу, заставляет инвесторов и компании идти по ней все выше и выше. Как только продукты закрывают «базовые» вопросы, появляются новые. Один из трендов в мире — это «экологичность» инвестиций. Причем это выражается не только в зеленой энергетике, борьбе с гринвошингом (особой формой экомаркетинга, когда производитель намеренно вводит в заблуждение покупателей относительно свойств своей продукции) и парниковым эффектом. Речь, скорее, идет о внутренней корпоративной культуре компаний, в которые инвестируют люди и бизнесы. Создаются и развиваются продукты, активы в которые попадают через специальные комитеты, дающие свои заключения на основе инвестиционной декларации. Достаточное ли количество в бизнесе женщин, представителей разных национальностей, возрастов и т. п. Все играет роль. В России это пока не так развито, хотя в инвестиционных продуктах крупных компаний или западных представительств уже набирает обороты. Из частных случаев можно выделить халяльные финансовые инструменты в мусульманских республиках, где бумаги должны соответствовать требованиям, предъявляемым религией.
Но и традиционное понимание «зеленых» инвестиций во многих продуктах уже довольно распространенная история. Причем на этот раз уже как за рубежом, так и в России. Клиенты сами начинают обращать внимание на компании, использующие возобновляемые источники энергии, заботящиеся о фильтрации выбросов в атмосферу или непосредственно являющиеся бизнесами, развивающими бережливое отношение к природе. И наоборот: табачные, алкогольные или занимающиеся производством оружия бизнесы все менее популярны у инвесторов, что интересно — независимо от доходности, которую те предлагают. Это новый уровень осознанности.
Можно ли сказать, что такие уж мы разные? Правильнее говорить, что отношение к инвестированию по всему миру закономерно соответствует развитости и истории финансовых инструментов в каждой конкретной стране. Так что и сами инвесторы предъявляют требования к продуктам и компаниям в соответствии с этим. В России срок размещения активов неминуемо будет увеличиваться с появлением уверенности в надежности нашей с вами сферы и завтрашнем дне. Используйте возможности, которые есть на рынках сейчас, добавляйте в ваши портфели активы, отличающиеся по рискам, срокам, валютам и странам (диверсификация портфеля).
Чем больше в вашем «огороде» растет культур, тем больше «блюд» вы сможете приготовить. И если захотите, то сможете приятно удивить и ваших соседей.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции