К такому инструменту финансирования, как факторинг, прибегает все больше малых предпринимателей. Этот тренд вызван в первую очередь цифровизацией рынка, что позволило факторам сократить расходы и работать даже с незначительными объемами поставок. Чем еще электронный факторинг эффективнее «классического»?
«Звездный час». Именно так охарактеризовали показатели рынка факторинга по итогам первых трех кварталов этого года в рейтинговом агентстве НКР. Аналитики отметили, что пандемия стимулировала интерес к факторинговому финансированию: с начала года число клиентов на рынке увеличилось в полтора раза, впервые в истории превысив 10 тыс. компаний. По оценкам Ассоциации факторинговых компаний (АФК), совокупный портфель игроков рынка превысил 1,22 трлн рублей; прирост по сравнению с прошлым годом составил 67%.
Ни один другой финансовый рынок (по крайней мере, имеющий дело с корпоратами, а не с розницей) такими темпами похвастаться не может. Например, банковский портфель корпоративных кредитов вырос с начала года на 10% (в сегменте кредитования МСП он увеличился на 24%). А ведь оборачивается факторинговый портфель в разы быстрее, чем банковский: в среднем жизненный цикл такого продукта составляет 65 дней, в отличие от банковского рынка, где задолженность может удерживаться годами.
За несколько последних лет факторинг превратился не просто в альтернативу «классическим» кредитам, к которому прибегают «на безрыбье», но в самостоятельный продукт с понятной клиентской ценностью. Почему он стал так востребован у предпринимателей?
Понятно, что, как и в любом другом аспекте предпринимательской жизни, не последнюю роль в росте популярности факторинга сыграла пандемия. Не буду подробно на этом останавливаться, только упомяну рост длительности отсрочек платежей, с которым столкнулось подавляющее большинство малых компаний. В поисках возможностей закрыть возникшие кассовые разрывы бизнесмены рассматривали все доступные финансовые инструменты. В том числе и факторинг. Но объяснять рост рынка одним только «пандемийным фактором» было бы неправильно. В конце концов, факторинговые компании тоже оказались готовы к тому, чтобы удовлетворить в новых условиях возникший повышенный спрос. Помогла этому цифровизация рынка и такой продукт, как электронный факторинг, который всего за пару лет превратился из ноу-хау отдельных компаний в must have практически для всех участников рынка.
Как он работает? Вы, как поставщик, а также ваши клиенты-дебиторы подключаетесь к единой системе электронного документооборота на площадке факторинговой компании. После оказания услуг или отгрузки товаров все поставочные документы (накладные, акты и т. д.) загружаются в систему, и фактор осуществляет финансирование — переводит деньги поставщику — сразу же, как только документы отображаются в базе данных. То есть в течение нескольких минут. Ну а далее фактор получает право требования средств с дебитора.
Казалось бы, электронный факторинг отличается от обычного только формой предоставления и обработки документов: весь документооборот, включая подписание договоров и накладных, происходит в онлайн-формате. Однако для этого компаниям-факторам пришлось не только наладить систему юридически значимого документооборота, с использованием электронной цифровой подписи, но и создать для этого специальные цифровые площадки. Да, документы в электронном виде можно отправить фактору и по электронной же почте, но гораздо эффективнее сделать это в специально созданном для этого сервисе. Во-первых, это позволяет сократить время обработки документации и, соответственно, финансирование поступает значительно оперативнее (с «бумагой» даже лучше не сравнивать). Во-вторых, система электронного документооборота позволяет сразу проверить документы на наличие ошибок, а не перепечатывать их по нескольку раз. Одновременно система гарантирует и проверку чистоты сделки: ЭЦП верифицирует полномочия подписанта. Ну и, разумеется, доступна эта услуга полностью в удаленном формате, да и нет необходимости копить и хранить всю «макулатуру»: поднять любой документ можно в любой момент, а ESG-повестка сегодня в моде.
Поскольку электронный факторинг оказывается гораздо эффективнее своего «бумажного» аналога, крупные факторинговые компании, которые ранее практически не рассматривали малый бизнес в качестве клиентов (из-за «смешных» по их меркам объемов требуемого финансирования), в последнее время активно расширяют свою клиентскую базу именно в этом сегменте, отменяя требования по минимальной сумме выдачи.
То есть использование электронного факторинга позволяет клиентам не только добиться прозрачности проведения операций и проверить своего контрагента, но и расширить круг факторов, чьими услугами они могут воспользоваться. Тем более что в настоящий момент существуют своеобразные факторинговые маркетплейсы — многофакторные площадки, на которых встречаются дебиторы, поставщики и факторинговые компании. А конкуренция, как известно, главный двигатель не только торговли, но и экономики в целом.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции