Центробанк сделал то, что должен был, — резко повысил процентную ставку. Это должно стабилизировать курс национальной валюты и успокоить рынок. При этом рынок не является сейчас эффективным средством для определения справедливой цены на активы и валюту, поскольку на ситуацию влияет слишком много факторов.
Каждый из них в отдельности оценить сложно, а в совокупности тем более. В выигрыше оказались те, кто имеет кредиты, поскольку они были взяты по более выгодной, чем сейчас, ставке. Кроме того, из-за роста инфляции в долгосрочном периоде долг будет обесцениваться, а зарплаты в долгосрочном периоде обычно компенсируются на размер инфляции.
Когда в 2014 году ЦБ резко повысил ставку, инвесторы, открывшие рублевые депозиты, оказались в максимальном выигрыше. Ситуация стабилизировалась, ставки очень быстро снизились. Еще интереснее было конвертировать валюту в рубли по экстремальным значениям и потом уже открыть вклад. Более рискованным и прибыльным было открывать позиции в российских акциях. Просадка индекса ММВБ составила порядка 20%, после чего в ближайшие годы рынок отыграл ослабление рубля и вырос к 2020 году на 100%.
Текущая ситуация противостояния намного сложнее, перспективы и сроки ее разрешения непонятны. Наличие и исход переговоров прогнозировать еще сложнее. Если не предполагать ухудшения ситуации, можно воспользоваться низкими ценами на облигации, акции и высокими ставками по вкладам. Если же ситуация будет ухудшаться и растянется по времени, ЦБ придется прибегать к наполнению рынков дополнительной ликвидностью. Тогда инфляция нивелирует высокие ставки по вкладам. А значит, интереснее покупать акции российских компаний. Еще один риск — эмбарго на экспорт. Получается, среди компаний следует выбирать те, чей экспорт является жизненно важным для покупателей и не будет остановлен.
Дополнительные вопросы вызывает заморозка активов Банка России. Когда и в каких именно активах она возможна, сейчас сказать сложно. В имеющихся на текущий момент резолюциях конкретики нет. В краткосрочном периоде для стабилизации ситуации будет достаточно уже принятого решения о продаже 80% валютной выручки экспортерами, поскольку нефть и другие сырьевые товары продолжают оставаться на высоких отметках, а цена на нефть в рублях в моменте достигала 10 тыс. рублей за баррель.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции