Без товарного знака современному предпринимателю жить тяжко: бренд раскрутил, а знак не зарегистрировал — пиши пропало. Кто-то более расторопный зарегистрирует ваш знак, и все усилия по созданию бренда будут напрасными.
В последнее время в России все чаще говорят о регистрации товарных знаков. Это понятно: в информационном обществе товарный знак приобретает особое значение в идентификации как товара, так и его производителя.
Что такое товарный знак
Под товарным знаком понимают словесное, изобразительное или иное обозначение, которое служит для индивидуализации товаров или продукции (услуг). Это своего рода визитная карточка товара. С помощью товарного знака потребитель может отличить один товар от другого, а также получить уверенность в качестве приобретаемого товара.
Фактически товарный знак — своего рода знак качества. Он гарантирует покупателю, что приобретенная продукция будет соответствовать необходимым критериям и стандартам.
Что дает регистрация товарного знака
Товарный знак как идентификационный механизм нуждается в регистрации. Это необходимо, чтобы другие компании или индивидуальные предприниматели не стали выпускать свои товары под тем же товарным знаком, что и вы. Тем не менее многие участники рынка долгое время не уделяли должного внимания его регистрации, что влекло за собой печальные последствия. Бывали случаи, когда обозначение компании, которая использовала товарный знак многие годы, регистрировали другие предприниматели и начинали под ним выпускать свою продукцию. Первая компания не могла защитить свои интересы, потому что похитители знака все сделали правильно с точки зрения закона.
Зарегистрировав знак, компания или ИП получают сразу несколько преимуществ. Во-первых, товарный знак теперь находится в безопасности — его не могут присвоить другие лица, в противном случае они будут отвечать по всей строгости закона. Незаконное использование товарного знака, напомню, влечет за собой гражданско-правовую (статья 1515 ГК РФ), административную (статья 14.10. КоАП РФ) и уголовную (статья 180 УК РФ) ответственность. Во-вторых, товарный знак может стать источником дохода при передаче прав другим лицам за вознаграждение. В-третьих, товарный знак может быть продан, причем если он популярен — за немалые деньги.
Как зарегистрировать товарный знак физическому лицу
Российское законодательство не предусматривает возможность регистрации товарных знаков физическими лицами, это прописано в ст. 1478 Гражданского кодекса РФ. Но физлицо может стать правообладателем товарного знака, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). Такое положение ранее объяснялось тем, что товарный знак — свидетельство коммерческой деятельности, а значит и обладать им может лицо, эту деятельность ведущее.
Однако изменения в российском законодательстве и в обществе в целом потребовали модернизации такого положения о регистрации. Это связано с появлением на российском рынке новой категории — самозанятых, плательщиков налога на профессиональный доход. В отличие от физлиц, работающих по найму, самозанятые могут заниматься самостоятельно деятельностью, направленной на извлечение дохода. Например, они могут производить и продавать свою продукцию определенных видов или предоставлять широкий спектр услуг.
Сейчас правительство РФ утвердило дорожную карту по интеллектуальной собственности, предусматривающую в том числе и принятие законопроекта о регистрации товарного знака для физических лиц и самозанятых. Объясняется потребность в данном законопроекте очень просто: условный самозанятый занимается, к примеру, выпечкой тортов. Эти торты отличаются особым качеством, испечены в соответствии с уникальным рецептом, известным только автору. Потребитель должен быть уверен в том, что такая продукция предлагается именно тем лицом, и товарный знак в этом случае помогает ее идентифицировать. Поэтому самозанятые должны иметь возможность регистрировать товарный знак и защищать с его помощью свои права и законные интересы на рынке.
Как регистрируют товарный знак
Для регистрации товарного знака компания или индивидуальный предприниматель могут действовать как самостоятельно, так и с помощью патентных поверенных.
Второй вариант является более предпочтительным, поскольку патентные поверенные являются профессионалами своего дела и имеют точные знания по алгоритму регистрации товарного знака. Кроме того, патентные поверенные могут быстро установить, не используют ли другие организации или компании подобные товарные знаки.
Для регистрации товарного знака нужно пройти несколько ступеней:
После регистрации товарного знака Роспатентом вы можете вздохнуть спокойно: теперь вы счастливый обладатель собственного товарного знака, и более никто не может покуситься на идентификационную составляющую ваших товаров или услуг.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.