Россия до 2022 года была четвертым по величине в мире рынком продаж по программам «золотых паспортов» и ВНЖ. С введением санкций ряд стран отменил свои предложения для инвесторов из нашей страны. Где еще ждут состоятельных россиян?
Гражданство и ВНЖ как инвестиционный инструмент
Традиционный подход любого инвестора — вложить свой капитал так, чтобы он поработал на своего хозяина и принес больше денег. Отличается только способ размещения средств: на вклад, на фондовый рынок, в недвижимость, в драгоценные монеты и слитки, в чужой бизнес.
С 1984 года в мире есть еще один абсолютно законный способ вложения — государственные иммиграционные программы. Принцип прост: состоятельный человек делает вклад в экономику какой-либо страны, и за это она дает ему свой паспорт или вид на жительство (нередко с правом ускоренного получения гражданства).
Первой такой страной был островной Сент-Китс и Невис, что находится в Карибском море.
Зачем человеку другой паспорт? Он вкладывает деньги и получает новые возможности для себя и своей семьи:
- безвизовый въезд во многие другие страны;
- доступ к зарубежному образованию;
- доступ к высокотехнологичному здравоохранению и лекарственному обеспечению;
- выбор постоянного и временного места жительства (если важен климат);
- изменение уровня жизни и социальной защищенности;
- изменение налогового режима и бизнес-климата для своей компании;
- распределение своих активов согласно стандартам других правовых систем (например, передача на управление в трасты);
- защиту прав и свобод;
- требования к экономической стабильности.
При этом в ряде государственных программ инвестор имеет право через определенный срок вернуть свои деньги с доходом. Так, например, работают паспортные программы с инвестициями в недвижимость Гренады, Доминики и Сент-Люсии. А вот маленькое островное государство Вануату, чей паспорт считается наиболее доступным, так как стоит около 130 тыс. долларов, деньги не вернет, зато в течение трех-четырех месяцев выдаст документ. И его владелец с семьей сможет беспрепятственно посетить 135 стран мира.
Рынок — ничего личного
К этому инвестиционному инструменту некоторые относятся скептически, но речь идет только о расширении возможностей инвестора.
Подобные госпрограммы предлагают более 40 стран. В 2022 году самыми сильными паспортами по количеству открытых для безвизового въезда стран, согласно индексу паспортов Henley & Partners, признаны сингапурский и японский. Для сравнения: с паспортом Японии можно без виз посетить 114 стран, а с российским — 74 (до объявления о закрытии въезда в страны ЕС).
Рынок инвестиционной иммиграции растет, в 2019 году его объем оценивается в 21,4 млрд долларов. К 2025 году объем мирового рынка инвестиционной миграции может вырасти до 100 млрд долларов США. Таковы прогнозы крупнейших игроков сектора.
Самый большой спрос на инвестиционное гражданство и ВНЖ в Китае, он превышает 2 млн желающих стать участником одной из госпрограмм. В России осенью 2021 года насчитывалось около 200 тыс. потенциальных инвесторов.
Кому не нужны деньги россиян?
Актуальной оценки количества потенциальных участников таких программ из России на весну 2022 года нет. И здесь есть ряд причин, в том числе сокращение интересных инвесторам предложений, а также ужесточение проверок происхождения капитала в отношении россиян.
С момента введения первых санкций в отношении России возможность получения ВНЖ и ПМЖ за инвестиции для россиян приостановили Греция, Ирландия, Испания и Португалия. Правда, последняя позже сменила решение о приостановке на усложнение процедуры получения, ужесточив проверку желающих получить «золотую визу». Прием в свои программы для россиян усложнил и Кипр, который уже несколько лет Еврокомиссия критикует за чрезмерную лояльность к российским инвесторам.
Отечественных инвесторов также ограничили в доступе к программам гражданства: Мальта, Черногория, Болгария, Антигуа и Барбуда, Гренада, Сент-Люсия, Доминика, Доминикана, Сент-Китс и Невис.
Некоторые международные компании, предоставляющие инвесторам услуги по юридическому сопровождению при участии в иммиграционных программах, отказались работать на российском рынке. Другие стараются переориентировать состоятельных инвесторов на предложения в странах Азии, в частности в Таиланде. Популярными направлениями становятся Турция, Дубай и Грузия. Например, в Турции размер инвестиций по госпрограмме предоставления гражданства составляет 250–500 тыс. долларов США. И власти страны уже решили повысить минимальную сумму участия в программе из-за большого количества желающих. Вскоре закон вступит в силу, и минимальной суммой для инвесторов станет 400 тыс. долларов.
С Вануату (его паспорт еще доступен для россиян) уже есть сложности. Европейский совет, зная о популярности «золотого паспорта» этой страны, приостановил безвизовый въезд в Шенгенскую зону для тех, кто был принят в гражданство после 25 мая 2015 года. Именно с этой даты действует инвестиционная программа страны, обеспечивающая национальный доход в 40% ВВП.
Уменьшение доли России на рынке спроса на инвестиционное гражданство и ВНЖ/ПМЖ поменяет только положение страны в актуальном списке государств. Отечественные инвесторы, заинтересованные в таком инструменте, как «золотые» паспорт или виза, скорее сменят свои географические ориентиры. Вместе с тем склонность современных миллениалов и зумеров к смене места жительства, которую подтверждают разные исследования, будет импульсом для развития иммиграционной индустрии, предоставляющей сервисы по релокации. При этом популярны будут не только инвестиционные паспортные госпрограммы, но и другие возможности приема в гражданство — например, на основании родственных связей и возвращения на историческую родину. Такие тренды уже заметны по программам Израиля.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.