Ценность такого вида финансирования, как факторинг, многократно возрастает в период нестабильной ситуации в экономике. Бизнес получает возможность спокойно воспринимать отсрочки платежей партнеров, при этом сохраняя собственную платежную дисциплину.
В последнее время все чаще можно слышать фразу «бенефициар кризиса» применительно к тому бизнесу, который получил конкурентные преимущества из-за сложившейся в экономике ситуации. Но вопросы эти скорее глобального или отраслевого характера. А что если посмотреть локально? Какой бизнес в этой ситуации оказался в выигрыше по сравнению с остальными? Ответ простой: тот, у которого были деньги. Свои или заемные, не суть важно, главное — свободные средства.
И прозорливые предприниматели отнюдь не начали скупать на них валюту. Настоящие бизнесмены направили их, например, на закупку сырья для производства, которое в конце февраля — начале марта, во-первых, еще было в наличии, а во-вторых, продавалось по старым ценам. Это помогло на какой-то срок сохранить производство на прежнем уровне или создать складские запасы для торговли, что и стало решающим конкурентным преимуществом и основным фактором, влияющим на прибыль.
Правда, с заемными деньгами ситуация значительно осложнилась. Рост ключевой ставки до 20% разом сделал рыночные банковские кредиты недоступными для подавляющего большинства малых и средних предприятий. Более того, стало сложнее обслуживать и действующие кредиты, поскольку значительная часть корпоративных кредитов была выдана по плавающей ставке, привязанной к ключевой. Даже последовавшее вскоре снижение ключевой ставки до 17% не сильно повлияло на стоимость кредитов для бизнеса. Подчеркну, что это шоковая терапия от регулятора, которая была нужна в моменте, чтобы мгновенно заморозить, зафиксировать текущую ситуацию. Но разморозка может занять не один месяц, и это время малый бизнес должен как-то пережить.
Отмечу и активные антикризисные меры в отношении малого бизнеса, которые сегодня предпринимаются властями страны. Запущен целый ряд программ льготного кредитования общим объемом в триллион рублей, вновь введены кредитные каникулы, рассматриваются различные налоговые послабления и так далее. Однако опыт предыдущего коронавирусного кризиса показывает, что далеко не все малые предприятия могут вписаться в кредитные программы поддержки. Но даже те, кто соответствует требованиям этих программ, далеко не сразу получат необходимое финансирование. Ведь банки работают по докризисным лекалам, требуя собирать большой пакет документов, так что об оперативности речи точно не идет.
В этой ситуации воронка возможностей для малого бизнеса сокращается фактически до двух вариантов: собственные средства предпринимателя или факторинговое финансирование, которое именно во время кризиса приобретает особую актуальность. Ведь что такое факторинг? Это удобный способ устранить кассовые разрывы, неизбежно возникающие во время турбулентностей в экономике, получить деньги за товар сразу же после его поставки, обеспечить стабильный и прогнозируемый денежный поток. При этом, в отличие от банковского кредитования, при факторинге не только не требуется залог или поручительство, но и у бизнеса не возникает никакой новой задолженности перед фактором.
В качестве иллюстрации запроса бизнеса на этот инструмент могу сказать, что спрос на факторинговое финансирование в конце февраля — марте не просто вырос, но подскочил в несколько раз, а портфель факторинговых компаний в первом квартале увеличился на 44% по сравнению с началом прошлого года.
Еще одной отличительной особенностью факторинга является его стоимость. Услуги факторов выросли на 50–70%, а не в два-три раза, как на банковском рынке. Тем более, что банковское кредитование — это разовая, дискретная операция, а факторинг — встроенная в бизнес-процессы услуга, которая входит в состав себестоимости. До конца февраля факторинг обходился в 1,3–1,5% в месяц, а сейчас — в 2,2–2,5%. То есть стоимость факторинга в составе затрат бизнеса увеличилась максимум на 1 п. п., в то время как стоимость самих товаров растет порой на 30–40 п. п. и выше. Интересно было бы сравнить рост цен на факторинг с ростом цен на другие услуги, входящие в производственную цепочку — например, транспортные или маркетинговые.
Но подходит факторинг далеко не всем, поскольку это инструмент для получения бизнесом дополнительной прибыли и регулирования отношений с бизнес-партнерами. Если компания удовлетворена текущей маржинальностью и взаимодействием с контрагентами, пользоваться факторингом совсем необязательно. Так вот, потратив максимум 2,5% от себестоимости товара на факторинг, компания мгновенно (при электронном факторинге — минута в минуту) получает оборотные средства. А дальше, как в примере выше, предприниматель может купить товар или сырье по старым ценам, запустить его в оборот уже по новому прайсу и извлечь прибыль. Или же использовать факторинговое финансирование как повод для торговли с поставщиком, поскольку появляется возможность работать по предоплате. А предоплата поставщику даже до кризисных явлений — это скидка от прайса минимум в 10%. Поэтому опытные предприниматели стараются максимально использовать факторинг именно в период турбулентности для укрепления своих рыночных позиций и увеличения прибыли.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.