Во время кризиса бизнесу требуется радикальная перезагрузка — реинжиниринг, или пересмотр всех операционных процессов. В этой статье уделю внимание организационным изменениям в компаниях и управлению негативом.
Что такое реинжиниринг
Реинжиниринг процессов — это детальный анализ последовательности действий сотрудников, которые создают продукты и услуги для клиента (как внешнего, так и внутреннего), направленный на улучшение или сокращение функций. Иными словами, оптимизация деятельности компании.
Напряженная геополитическая обстановка потребовала от бизнеса радикального пересмотра деятельности и оперативной перезагрузки внутренних процессов. По данным Минфина, международные ограничения привели к сокращению объемов производства на 11%. Меняется все — от малого бизнеса до корпораций, где заняты десятки тысяч человек.
Изменения часто вызывают протест сотрудников. Реинжиниринг, как и любые изменения, этап непростой, вызывающий недовольство. Тем более в нынешней тревожной обстановке. Люди видят за реинжинирингом оптимизацию функций и, соответственно, сокращение персонала. Это не лучшая почва для управления изменениями.
Часто к процессу реорганизации бизнес-функций привлекаются консультанты по управлению изменениями и антикризисному менеджменту. Они помогают топ-менеджменту увидеть комплексную картину состояния бизнеса независимым взглядом, так как не вовлекаются во внутреннюю жизнь компании.
Как выстраивать коммуникации в команде?
Найдите лидеров
На первом этапе реинжиниринга надо создать эффективную проектную команду. Она должна включать лидеров бизнес-направлений и коммуникации. Важно, чтобы лидеры бизнес-команд были неравнодушными людьми, которые могли бы выстроить открытые отношения со своими сотрудниками и рассказывали им о планах развития бизнеса. Это позволит снизить напряженность в коллективе.
Сотрудники должны четко понимать: без полной перезагрузки компания вряд ли сохранит рабочие места. Чтобы отвечать на вызовы рынка, надо меняться. Сотрудники должны понимать, что изменения облегчат их работу. Приводите реальные примеры из жизни своей компании или смежных секторов.
Обучите сотрудников
Проведите обучение в коллективе. Привлеките для этой задачи опытных сотрудников или сторонних консультантов, которые поделятся существующими методологиями по управлению изменениями. Это создаст теоретическую базу для общего понимания вектора развития компании и необходимости реинжиниринга.
Консультанты всегда должны быть на связи, чтобы оказывать оперативную поддержку по сложным вопросам. Они неизбежно будут возникать, даже если у сотрудников уже есть полное описание бизнес-процессов. А если еще надо с нуля описывать процессы, будет вдвойне сложно.
Управление конфликтами
Реинжиниринг в компании — процесс сложный, он может привести к негативу и противоречиям в команде. Людей злит неопределенность: им придется заново привыкать к новой организации труда, тратить время на освоение новых задач. Зачастую они стараются перекладывать их друг на друга, отчего возникают трения между коллегами и целыми подразделениями.
Задача руководителя — не давать команде увязнуть в разборках, помогать находить консенсус. В первую очередь не делайте вид, что ничего не происходит. Обращайте внимание на любые признаки конфликта. Особенно если сотрудники на общих собраниях обмениваются взаимными обвинениями вместо решения конкретных задач.
Часто конфликты помогают выйти на новый уровень развития и отношений в команде. Но дискуссии должны быть содержательными и конструктивными. Поэтому важно организовать людям правильную обстановку, чтобы они экологично высказали друг другу претензии, прояснили ожидания, договорились о правилах игры.
Реинжиниринг позволяет менеджменту получить ясную картину о деятельности компании за счет создания прозрачных бизнес-процессов. Сотрудники получают возможность осознать их личный вклад в развитие бизнес-функций и ответственность за комплексные результаты. В итоге бизнес адаптируется к новым условиям и выстраивает новую корпоративную культуру в компании.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.