С 1 июня ряд банков снизили проценты по кэшбэкам. Средства за совершение операций по картам стали начисляться клиентам в меньшем размере, сократились бонусы. Почему это произошло и какое будущее ждет программы лояльности?
Банковская система переживает глобальные изменения. Перемены в системе начисления связаны с ограничениями со стороны ЦБ, который в апреле 2022 года ограничил размер комиссии для продавцов за прием карт до 1%. Регулятор пошел на эти действия с целью поддержки бизнеса в условиях международных санкций.
Введенные ограничения так или иначе связаны с источником выплат кэшбэка. В частности, с приостановкой деятельности платежных систем Visa и Masterсard в России встал вопрос о том, из какого бюджета будет выплачиваться кэшбэк клиенту. До введения санкций одним из источников выплат по кэшбэку и других видов стимулирования покупательского спроса выступал бюджет международных платежных систем. Это могло касаться как чисто банковских продуктов, так и партнерских коллабораций, например, с «Яндекс. Заправками» и другими сервисами. К слову, в рамках программ лояльности в 2020 году банки выплатили клиентам 114 млрд рублей.
Теперь банки потеряли один из источников начисления кэшбэка клиентам. Существуют и другие, внутренние причины уменьшения его размеров, связанные с мерами регулирования со стороны Центробанка.
Сейчас в России активно развиваются клиентские решения на базе набирающих популярность платежных систем «Мир» и UnionPay, а также агрегаторы программ лояльности, которые включают разные сферы: транспорт, заправки, кафе, рестораны, сферы услуг, бьюти.
Интеграция с банковскими продуктами объединенных программ лояльности позволит клиентам сохранить возможность получать бонусы, так как это реальный источник бюджета.
Для клиента интегрированная система разных программ лояльности также удобна, так как по сути дает ему возможность выбирать разные бонусные решения во время совершения покупок и экономить.
Как выбрать программу лояльности
Мы рекомендуем пользователям, рассматривающим разные программы лояльности, в первую очередь обратить внимание на охват необходимых потребностей, в том числе: магазины, общепит, заправки, такси, доставка, онлайн-покупки и т. д.
Важный момент — единые правила траты накопленных баллов. Так, в некоторых случаях можно тратить баллы за покупки в супермаркете — участнике одной программы лояльности на сервисы, охваченные другими. Например, такси, заправки, рестораны и т. д.
Стоит ли выбирать программу лояльности совместно с банковским продуктом? Рекомендую все же выбирать их по отдельности. Программы лояльности «при банках» нацелены на удержание пользователя в банковских сервисах, соответственно, весь продукт выстроен вокруг этого. Самостоятельные программы лояльности — это отдельный качественный продукт, основная цель которого удержание клиента в программе. Компания-разработчик делает все, чтобы поддерживать интерес клиента и увеличивать количество сервисов внутри. И мы видим, что банки тоже это понимают. На рынке прослеживается тенденция к интеграции различных финансовых продуктов с клиентоориентированными сервисами, в том числе гибких платежных решений и объединенных программ лояльности. Но конкурировать по качеству два продукта (банковские программы и самостоятельные решения) пока не могут.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Комментарии