Параллельный импорт, предполагающий ввоз оригинальных товаров без согласия правообладателя, легализован в России с 30 марта 2022 года. Это значит, что покупатели смогут продолжить приобретать привычные продукты. Но не повлияют ли введенные правила на качество и гарантии? И как потребителям защищать свои права в новых условиях?
Против контрафакта
Для понимания потребителя параллельный импорт можно объяснить как ввоз товаров, которые изначально были предназначены для других стран. Это не делает их хуже и не меняет основные характеристики. Однако многие опасаются, что новая схема откроет шкатулку Пандоры и увеличит объем контрафакта. Конечно, он поступал в Россию и без параллельного импорта, но подделок может стать в разы больше. Чтобы этого не случилось, государство уже достаточно четко начало регулировать процесс.
Так, сохранился ряд требований и стандартов к ввозимым товарам. Реализуется «Стратегия государственной политики РФ в области защиты прав потребителей» на период до 2030 года. В рамках программы еще с 2017-го успешно производятся контрольные закупки. Проверки помогают выявлять нарушения, например, по срокам годности товаров или навязыванию дополнительных платных услуг. Теперь закупки будут тщательнее выявлять и возможный контрафакт.
Контроль за ввозом возложен и на ФТС РФ. При возникновении вопросов к продукции специалисты будут проводить таможенные экспертизы.
Также маркетплейсы могут начать указывать на карточке товара, ввезен ли он официальным дистрибьютором или в рамках параллельного импорта. А Роскомнадзор планирует без суда блокировать интернет-магазины, торгующие нелегальной продукцией.
Покупатели под защитой
Но пока новые правила только формируются и обкатываются. И многие потребители не до конца понимают, как же будет осуществляться защита их прав на практике. Как слова про «стратегию госполитики» и «надзор» оградят их от проблем?
Ответ на этот вопрос есть:
товары, ввезенные по схеме параллельного импорта, подлежат полной защите прав потребителей. Нет никаких исключений! Это значит, если качество или характеристики товара не будут соответствовать заявленным, по закону его можно сдать, обменять или требовать устранения недостатков (ремонта).- Если покупатель получил, например, сломанный утюг или порванный пуховик, то он имеет право сдать его продавцу-импортеру и получить свои деньги назад.
- Также он может требовать замены товара на такой же; оперативного ремонта или возмещения расходов на него.
- Если совершить обмен или возврат не выходит, требования, адресованные продавцу, следует оформить в письменном виде, приложив чек и описав проблему со ссылкой на закон о защите прав потребителей. Направить письмо нужно на юридический адрес.
Часть товаров в России запрещено продавать без установленного гарантийного срока. И это правило не аннулируется при параллельном импорте. Гарантия отличается в зависимости от группы товаров и начинает свой отсчет с момента продажи. Поэтому, даже если ее не осуществляет производитель (как в ситуации с параллельным импортом), требования можно предъявлять продавцу. По закону о защите прав потребителей продавец может также устанавливать собственную гарантию, если этого не сделал производитель.
Однако, несмотря на действие закона, есть риск, что импортер или продавец все равно не сможет исполнить требования в срок, так как не будет иметь прямого выхода на производителя, как раньше или у него может не быть, например, нужных комплектующих. Все это, вероятно, приведет к новым судебным спорам, но прогнозировать их исход пока сложно.
Самостоятельная работа
Кроме госрегулирования, потребители должны и сами стоять на страже своих интересов. А для этого нужно помнить о нескольких правилах.
- Во-первых, покупать товары (и особенно технику) нужно у продавцов с хорошей репутацией. Не стоит пренебрегать безопасностью и выбирать огромные скидки у no name — есть большая вероятность, что это не параллельный импорт, а контрафакт. Продукция может быть опасна! Не говоря уже об отсутствии гарантии на нее.
- Во-вторых, стоит проверять существует ли в принципе продаваемая импортером модель. Для этого можно зайти на официальный сайт производителя и найти товар, который вы планируете купить. Если его нет — это подделка.
Хочу отметить, что государство уже начало регулировать параллельный импорт, но необходимо время, чтобы обкатать новые правила. Поэтому покупатель должен помнить, что закон о защите прав потребителей на его стороне! Но чтобы не доводить дело до разбирательств и неприятной процедуры возврата или обмена, стоит делать покупки у продавцов с хорошей репутацией и проверять существование товара у производителя.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Комментарии