История новой России — это в том числе и история доминирования доллара в наших кошельках и сбережениях. Но сегодня эта практика уходит в прошлое, ей на смену приходит юанизация. Как далеко она может зайти и какие риски несет?
В 90-е годы мы расплачивались долларами в магазинах, получали в них зарплату, потом был кратковременный период, когда на ценниках было написано «у. е.». Это условная единица, которая означала все тот же доллар. А главным шоком памятного кризиса 1998 года стало подорожание доллара в 6 раз. Не падение ВВП, не инфляция, не какой-либо другой фактор, но именно курс рубля к доллару привел к пониманию того, что наступил кризис.
Юанизация на марше
Политику по дедолларизации экономики наше правительство проводило последние 10–15 лет (в активную фазу это перешло только несколько лет назад), но только нынешний санкционный кризис поставил на долларе, как и на других валютах из «недружественных» стран, жирную точку. Хотя, если честно, у россиян не так много шансов познакомиться с наличными китайскими деньгами — зарплату, как когда-то в долларах, в юанях платить вряд ли будут. Так что пощупать юани можно будет, разве только отправившись в поездку в Поднебесную.
Но говорить об окончании эры долларизации и начале юанизации все же логично. Как минимум потому, что Китай уже заместил коллективный Запад в качестве основного торгового партнера. И по мере роста объемов торговли между нашими странами все больше компаний с обеих сторон вовлекаются в процесс, а соответственно, открывают счета в юанях и рублях. Только с начала этого года облигации в юанях выпустили «Русал», «Полюс», «Металлоинвест» и «Роснефть». На рынке сформировался устойчивый спрос на такие инструменты, а поэтому в ближайшие годы стоит ожидать появления десятков новых эмитентов. Юань пришелся по вкусу и трейдерам: ежедневные объемы торгов в паре рубль-юань на Мосбирже с начала года выросли в 16 раз и теперь соперничают с соответствующими объемами в долларах и евро. Помимо спекулятивного интереса, юань — валюта, которая может заменить в расчетах доллар, а значит, и нивелировать санкционные риски.
Наконец, китайской валютой заинтересовались и вкладчики: на рынке уже можно найти предложения по открытию вкладов в юанях от крупных игроков рынка. Некоторые из них уже запустили или вот-вот запустят кредитование в юанях и, к слову, в индийских рупиях. Потому что не нужно читать юанизацию буквально: речь идет о растущем интересе к валютам тех стран, с которыми мы наращиваем торговлю. А это и Турция (лира), и Эмираты (дирхам), и Южная Корея (вона), и другие. В правительстве обсуждается проект по инвестированию 4,4 трлн рублей в валюты дружественных стран, преимущественно в юань. Пока окончательное решение не принято, но по одной из версий, деньги пойдут на технологическую модернизацию экономики.
Итак, со стороны кажется, что триумф юаня свершился. И в наших умах, и в наших кошельках. Но так ли это?
Риски «восточного разворота»
Давайте начнем с курса рубля к юаню на Мосбирже. С начала года по 10 марта юань подорожал против рубля почти на 60%! Однако с тех пор подешевел почти на 47%. Ничего не напоминает? Мы имеем дело с крайне волатильной валютной парой. То, что торговля юанем пришлась нашим трейдерам по вкусу, это хорошо, но есть риски. Мы видим, что объемы торгов выросли в десятки раз, а объемы торговли растут в лучшем случае на 30–40% последние годы. Кроме того, волатильности курсу добавила структурная перестройка участников торгов: резко возросла доля частных инвесторов на фоне запрета торговать нерезидентам. А чем больше частных инвесторов, тем более непредсказуемо ведет себя актив.
К другим рискам юаня относят ограниченную конвертируемость, политическую ангажированность курса и в целом непрозрачность денежно-кредитной политики КНР. На практике это означает, что китайский центробанк активно участвует в торгах парой юань-доллар, искусственно управляя курсом. Возможно, это не так плохо, поскольку курс юаня к доллару номинально не изменился за последние 14 лет. В начале мая 2008 года юань стоил 0,1432 доллара и столько же — 1 сентября 2022 года. За эти годы китайская валюта укреплялась к доллару на 10 и даже 15%, но и на столько же вновь дешевела. После укрепления к доллару в 2021 году на 2,5% с начала этого года юань вновь ослаб почти на 9%. Какой можно сделать из этого вывод? Что валюта по отношению доллару хоть и волатильная, но не более, чем другие мировые резервные валюты. К примеру, евро к доллару подешевел с начала года на 12,2%.
Банки предлагают по вкладам в юанях не более 3–4%, примерно столько же составляет размер купона по облигациям в юанях. Мало? Но по долларовым активам вам в лучшем случае не предложат вообще ничего. Поэтому логично, что активы в юанях сейчас могут заменить активы в долларах (евро). Однако главным активом в вашей «валютной корзине 2.0» должен оставаться все же рубль. На долю юаня — с учетом присущих ему рисков — должно приходиться не более трети портфеля.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.