Клиенты не верят в справедливость

Дата публикации: 15.08.2012 00:00
4 787
Время прочтения: 4 минуты

Почти половина россиян не верит в справедливое разрешение споров с финансовыми организациями. Об этом говорят результаты имеющегося в распоряжении портала Банки.ру опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ). Эксперты считают, что на настроении граждан сказывается общее недоверие к системе правосудия.

Респондентам из 140 населенных пунктов в 42 регионах России предлагалось ответить на вопрос: «Если вы окажетесь в ситуации конфликта с финансовой организацией (банком, страховой компанией и т. п.) по вопросу оказанных вам финансовых услуг, насколько вы уверены в справедливом разрешении спора?». Выяснилось, что почти половина опрошенных настроена пессимистично — 33% респондентов ответили, что «скорее не уверены», 14% — «полностью не уверены». За последние три года доля пессимистов выросла: в 2009 году их было 43%.

Почти треть респондентов (29%) придерживаются нейтральной позиции, то есть считают, что в случае возникновения спора он может решиться как в положительную, так и в отрицательную сторону, в 2009 году такой настрой имели 25% опрошенных.

Полностью уверены в справедливом разрешении спора 3% респондентов, по сравнению с 2009-м эта доля не изменилась, в 2008 году оптимистов было на 1 процентный пункт меньше.

Участникам опроса также задали вопрос о том, какая информация в сфере управления личными финансами их интересует прежде всего. 47% респондентов ответили, что им важно знать, какие существуют законы, защищающие права потребителей, и как поступать, если права нарушаются; чуть меньше — 32% опрошенных интересуются информацией, на которую нужно обращать внимание при подписании договоров с банками и другими финансовыми организациями; 28% респондентов хотят знать, что необходимо делать, чтобы не увязнуть в долгах при пользовании банковскими кредитами.

Неуверенность россиян в положительном разрешении споров растет, и это связано с увеличением доли пользователей финансовых услуг, констатируют в НАФИ. «В 2008 году только каждый второй россиянин пользовался услугами банков (52%), в 2011 году таких было 74%, а в 2012 году — уже 77%, — поясняет гендиректор НАФИ Гузелия Имаева. — Таким образом, став реальными пользователями финансовых продуктов, россияне более точно смогли сформулировать свою позицию».

Основная причина сложившейся ситуации — незащищенность россиян как потребителей финансовых услуг. «По данным НАФИ, две трети россиян чувствуют себя незащищенными на финансовом рынке, не более 9% населения знают, какие организации в России занимаются защитой прав потребителей в сегменте финансовых услуг», — приводит данные Имаева.

Юристы считают, что на настроении граждан сказывается недоверие к судебной системе. «Это результат общего недоверия к системе правосудия как таковой, — говорит партнер компании «Яковлев и партнеры» Игорь Дубов. — Граждане изначально считают, что банк — более сильная сторона и может выиграть любой спор».

«У людей есть мнение, что банки влияют на судебные решения и что судьям некогда предметно разбирать иски», — добавляет партнер адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» Владимир Плешаков.

Он считает, что в России граждане не хотят тратить средства на юристов и в результате часто проигрывают в судебных спорах, не в состоянии противостоять банкам, у которых есть штат квалифицированных юристов и наработанная практика.

Рост числа пессимистов среди клиентов финансовых организаций происходит в то время, когда суды стали все чаще принимать сторону потребителя, о чем свидетельствуют данные Роспотребнадзора и говорят сами банкиры. Например, в прошлом году в спорах с финансовыми институтами доля решений судов первой инстанции в пользу Роспотребнадзора, представляющего интересы граждан, составила 85%, в 2010 году выигранных дел было меньше — 75%, в 2009-м — 52,6%, в 2008-м — 44,4%.

По словам директора департамента правового сопровождения Хоум Кредит Банка Александра Гонтаренко, по сравнению с 2008 годом граждане стали чаще выигрывать споры в защиту прав потребителей. «Если раньше доля выигранных дел составляла одну треть, то сегодня уже в более чем 50% случаев разбирательств суд встает на сторону заемщика, — указывает он. — Граждане стали лучше знать свои права и более упорно их отстаивать. В свою очередь общественные и государственные организации стали более активно регулировать отношения банков и клиентов».

Представитель другого банка, пожелавший остаться неназванным, добавил, что как раз благодаря различным правозащитным организациям и поддержке со стороны госорганов часто даже те клиенты, которые откровенно виноваты, подают в суд в надежде на положительное для себя решение.

Банкиры не согласны с результатами исследования, оправдываясь тем, что у них не меньше поводов сомневаться в справедливости принимаемых судами решений. «Мы также сталкиваемся с нежеланием судей разбираться по существу вопросов, знакомиться с документами, позициями и т. д.», — отмечает зампред правления Юниаструм Банка Станислав Сушко. Он считает, что вопросы в исследовании были сформулированы таким образом, что под «справедливым решением» подразумевалось принятие позиции клиента. «Я бы в данном случае рассматривал все-таки как «справедливое» то решение, которое принимают беспристрастно, основываясь на нормах права», — добавляет он.

Татьяна АЛЕШКИНА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме