Портал Банки.ру продолжает серию публикаций о том, как сотрудники банка взыскивают с физлиц просроченные кредиты. Пройдя стадию обзвона должников, банк приступает к hard collection с выездом на дом и узнает очень много интересного о людях, которым в свое время выдал кредиты.
Инспектор по розыску должников Хоум Кредит Банка Михаил рассказывает, что в среднем «обрабатывает» в неделю 35—45 кредитных договоров. «В 80% случаев при первом выезде контакта нет: либо должник отсутствует, либо не желает общаться с представителем банка, остается только ходить к нему до тех пор, пока не установим контакт», — говорит он.
На стадию hard collection, как правило, попадают кредиты с просрочкой от 30 до 200 дней.
Банк не лимитирует количество визитов взыскателя к должникам. «Четких требований по количеству выездов нет, — рассказывает начальник управления досудебного взыскания ХКФ Банка Юрий Хилько. — Сначала сотрудник едет по фактическому адресу проживания заемщика, потом по адресу регистрации, также пытается найти его на работе. Мы, конечно, рекомендуем как можно дольше общаться с должником, но окончательное решение остается за взыскателем».
Сотрудник банка пытается довести работу до конца, то есть вернуть полученный кредит. Он в этом заинтересован, так как в качестве бонуса получает неплохой процент от взысканной суммы — до 10% в зависимости от эффективности проделанной работы.
Чтобы понять, как сотрудникам банка удается убедить должников вернуть кредиты, обозреватель портала вместе с ними посетила вечером должников. Именно вечером, так как, по словам самих взыскателей, это самый удачный промежуток времени для того, чтобы застать клиентов дома. «Также эффект дают утренние визиты, — рассказывает Михаил. — Вообще надо отметить, что зимой удается лучше взыскивать, так как больше шансов застать должника дома, летом все разъезжаются».
Михаил выбирает несколько заемщиков, проживающих в одном административном округе, и начинает обход. Должников удается застать примерно в половине случаев, иногда приходится общаться с соседями. Так получилось по первому адресу: дверь открыл сосед заемщика по коммунальной квартире, сказал, что не знает его, и попросил «не мешать ему жить». В просьбе взыскателя передать письмо от банка или хотя бы подложить под дверь комнаты заемщика сосед отказал. «Это нетипичное поведение, — удивляется Михаил. — Обычно соседи нам помогают».
В готовности соседей оказать содействие в поиске заемщика и передаче ему информации обозреватель портала убедилась на последующих примерах. Так, например, пожилая соседка заемщицы, которая задолжала банку по кредитной карте, рассказала о том, когда та уходит, когда приходит, с кем живет и так далее. Подробную информацию об образе жизни другой клиентки, которая взяла в кредит ноутбук, также рассказали ее соседи. «Бесполезно ей что-либо говорить, она никого не слушает, скорее бы ее уже грохнули!» — чуть ли не в один голос добавила соседская семейная пара.
В паре случаев должников все-таки удалось застать дома. Одним из них оказался мужчина 58 лет, который взял кредит наличными, сначала платил, потом перестал. Он оправдывался тем, что потерял работу, развелся с женой и похоронил мать. Действия взыскателя в таких случаях примерно одинаковы: он уговаривает заемщика найти и заплатить 20% от задолженности, а на оставшуюся сумму ему будет предоставлена рассрочка, в противном случае документы будут переданы в суд, а после решения суда приставы придут описывать имущество в счет погашения долга. Нередко сотрудник банка советует заемщику обратиться к родственникам, чтобы те помогли расплатиться по кредиту. В ходе разговора с должником выяснилось, что в квартире вместе с ним проживают дети, внуки и бывшая жена. Но на предложение взыскателя занять деньги у экс-супруги должник, вздохнув, ответил, что она «даже тарелки ему не дает».
«С этим заемщиком можно работать, — сделал вывод Михаил после окончания разговора. — Он не бомжует, более-менее прилично выглядит, сказал, что устроился на работу, а главное — пообещал найти указанную сумму, вполне возможно, что ему удастся».
Второй заемщик, которого удалось застать дома, оказался проблематичнее: рваная майка, неухоженный вид, квартира в запущенном виде. Он купил в кредит телефон в начале этого года, а выяснилось, что не работает уже третий год. При этом он пытался убедить сотрудника банка, что его обманули: пообещали устроить на работу, если он возьмет телефон в кредит. «Я подал на них в суд, сейчас будет разбирательство», — сказал он, при этом отметив, что услугами адвоката пользуется бесплатно.
«Скорее всего, он нас обманывает, — считает Михаил. — Даже если его обманули, он подписывал договор сам и знал, что берет кредит, поэтому требовать возврата мы в любом случае будем у него».
По словам Юрия Хилько, во время посещения должников оказывается, что существуют клиенты, которые не платят, потому что действительно попали в очень сложную жизненную ситуацию. «Но очень много людей не платят, потому что не хотят, с такими тоже можно работать», — говорит Хилько.
Михаил рассказывает, что чаще всего людей удается убедить, чтобы они заплатили, действенными бывают предупреждения, что придут приставы и опишут имущество, призывы к совести: перед родственниками будет стыдно. Но бывают случаи, когда банк практически не общается с заемщиком, передавая документы в суд, потому что ходить и уговаривать нет смысла. В качестве примера такого заемщика Михаил приводит начальника ОВД, который в наглой форме отказывался платить и угрожал. «Общение с такими заемщиками небезопасно для сотрудника банка, поэтому документы подают в суд в ускоренном порядке», — добавляет Михаил.
Угрожать заемщикам запрещают внутренние правила банка. Но угрозы в свой адрес от должников взыскатели иногда получают. «Бывает, что человек просто агрессивно настроен, бывает, что он угрожает расправиться физически, например, у меня был случай, когда должник вышел с топором, но агрессию удалось погасить, мы даже договорились с ним, он начал постепенно оплачивать долг», — отмечает Михаил.
Татьяна АЛЕШКИНА, Banki.ru