Между тем производство золота в стране в 2007 году… падало. Окончательные итоги года не подведены, однако же, по расчетам Союза золотопромышленников (а их сведения оказываются обычно весьма близкими к данным российского Минфина), объем добычи золота в России окажется ниже 2006 года тонны на четыре. Производство этого благородного металла также снизится, хотя и не столь сильно: ведь помимо собственно добычи, золото получают еще и попутное — при добыче других металлов, и вторичное — из утилизированных приборов и прочего (а вторичное и попутное производство сейчас на подъеме).
Удивительная ситуация: отечественные предприятия производят товар, который вполне конкурентоспособен на западном рынке и, более того, активно востребован. Цена металла растет, а производство снижается. Почему?
Особенно большого секрета тут нет. Добыча рудного золота в России в последние годы в целом увеличивалась. Разумеется, по отдельным месторождениям картина была разной. Скажем, истощились несколько месторождений артели «Амур». Большие проблемы с качеством руды были на «Многовершинном» и так далее. Но в целом тенденция была к росту. Зато резко падала добыча металла из россыпей. Сезонное кредитование старательских артелей, добывающих золото из россыпей, становится для российских банков все более рискованным делом — количество невозвратов кредитов в этой сфере растет и ширится.
Здесь сказались сразу два совпавших неблагоприятных обстоятельства. Ведь параллельно со стоимостью драгоценного металла на мировых рынках еще более быстрыми темпами росла стоимость горючего. Вслед за ним до небес взлетели цены на услуги железнодорожного и авиационного транспорта (а на Чукотку, скажем, вахту иначе как самолетом не забросишь), цены на горную технику и так далее по цепочке. Иными словами, издержки старателей росли едва ли не быстрее, чем цена производимого ими товара.
Другая неблагоприятная тенденция, которая подкосила артели, связана с политикой государства. Министерство природных ресурсов решило, что конкурсы на разработку месторождений свое отжили. Право на получение лицензии следует выдавать только на аукционах. Если раньше преимущество теоретически могли получить те, кто предлагал более передовую технологию освоения месторождений, имел опыт — то теперь все решается лишь толщиной кошелька. Когда не на месторождения даже, а на площади с прогнозными ресурсами (где то ли есть золото, то ли нет) стоимость бонуса начала доходить до заоблачных высот, артели поняли, что они чужие на этом «празднике жизни». Собственные же россыпные запасы у них подходят к концу.
«Наступает время спекулянтов, — заявил мне руководитель Союза старателей России Виктор Таракановский. — Вот кому резкий рост цен на металл окажется в радость, так это им. Они будут и уже приобретают на аукционах месторождения, которые не собираются разрабатывать. Они планируют эти объекты продать, когда цена металла еще подрастет». Впрочем, в 2008 году по прогнозам тех, кто работает на российском рынке драгоценных металлов, производство золото все-таки несколько вырастет — за счет руды. На подходе фабрики на нескольких месторождениях — «Купол» на Чукотке и так далее. Вместе с тем все больше мелких и средних артелей, занимающихся россыпями, будут продолжать разоряться. Что говорить, если и большинство крупных артелей сейчас, не слишком это афишируя, проводит предпродажную подготовку — иначе им просто не выжить. Они вынуждены продаваться крупным корпорациям.
Теперь позвольте взглянуть на золото с другой стороны — потребительской. Не достигла ли цена на драгоценный металл своего пика? Стоит ли людям вкладываться в желтые слитки?
Спрос на золото в мире в последние годы стабильно рос. В том числе благодаря резкому увеличению продаж ювелирных изделий в азиатских странах (КНР, Индия и другие). Однако последний ценовой всплеск, естественно, не связан напрямую с тем, сколько золота требуется ювелирам или, скажем, дантистам и производителям радиоэлектроники. В условиях шаткого положения доллара, возможных политических катаклизмов на Ближнем Востоке, беспрецедентного роста цен на нефть у инвесторов появляется желание «не класть все яйца в одну корзину», диверсифицировать вложения.
Крупным инвестиционным фондам, действующим на Западе, я не буду советовать инвестировать в золото — они это сделают (и уже делают) и без моих рекомендаций. Что касается рядовых россиян, то здесь по-прежнему актуален вопрос: в какое золото инвестировать? В реальные слитки или в обезличенные металлические счета?
Вот уже почти десять лет я слышу, как с разных трибун во время отраслевых конференций предлагают правительству и Госдуме убрать НДС при продаже мерных слитков. И все это время подобные просьбы оказываются сотрясанием воздуха. То есть если вы захотите продать слиток тому же банку, у которого его купили, то НДС в размере 18% потеряете. После этого можно сколько угодно рассуждать, что выгоднее, — покупать небольшие слитки или сразу килограммовые (мол, более тяжелые — выгоднее, поскольку придется платить слишком большую маржу банку за изготовление мелкого и т. п.) Но разговоры эти носят больше умозрительный характер. Проблема НДС съедает все.
Если же вы верите в устойчивость российской банковской системы, то добро пожаловать — открывайте металлические счета. Только вот далеко не во всех банках (и не во всех их офисах, если на то пошло) вам их откроют. И входной порог для открытия такого счета у каждого банка свой —
Стоит ли игра свеч? Свой материал я начал с того, что процитировал знакомых банкиров, предрекавших, что стоимость металла будет в 2008 колебаться вокруг 850 долларов за тройскую унцию. Но я прекрасно помню прогнозы декабря 2006. Не помните, сколько? 700—750 долларов за унцию. Те, кто не поверил, здорово разбогатели.