О том, что НДС при продаже мерных золотых слитков населению необходимо побыстрее отменить, я впервые услышал ровно десять лет назад: на первой конференции «Золотодобывающая промышленность России» в феврале 1999 года. С тех пор эти призывы звучали ежегодно на различных отраслевых форумах… И ни к чему не приводили. В последние дни появилась информация о том, что Госдума наконец намерена решить проблему. Такое предложение поступило от комитета ГД по финансовому рынку.
Чтобы понять, каковы будут последствия этого шага для экономики страны, стоит подумать: а, собственно, почему НДС при покупке золота физическими лицами так долго не отменяли? Ведь эта мера делала невыгодными инвестиции со стороны частных лиц в драгоценный металл (если владелец решает продать слиток банку, НДС ему не возвращают). Золото в слитках покупают мало — и НДС выходит мизерный.
А банки, в общем,
Итак, кто выиграет от предлагаемой меры? Банки получат на этой операции определенную вполне законную прибыль — банкиры говорят о том, что сейчас розничная реализация слитков и монет на внутреннем рынке приносит даже более высокий доход, чем оптовые экспортные поставки. Продают-то ведь драгоценные металлы нашим гражданам не по лондонскому фиксингу (а тем более не по Лондону выкупают слитки обратно, а по куда более низкой цене). На этот фиксинг только «ориентируются».
Конечно, при торговле золотом в розницу банки несут и затраты — на хранение металла, транспортировку, предпродажную подготовку. Ведь при подготовке золота для реализации физическим лицам необходимо произвести определенные работы — переплавить крупные слитки в мелкие, в том числе весом до нескольких граммов, снабдить их специальной упаковкой, в случае повреждения которой банк, скорее всего (из опасения подделок), у вас слиток обратно не выкупит. К слову, мой знакомый несколько лет назад столкнулся с проблемой при обратной продаже купленного им когда-то слитка одному из банков: даже в ситуации, когда упаковка была цела, но слиток, с точки зрения банкиров, был «деформирован», ему пришлось вести с работниками банка длительную дискуссию о том, что считать «погнутостью»… Все эти расходы будут включены в цену, которую попросит с покупателя банк. И на некоторых статьях у него появится возможность экономить, снизить себестоимость.
Скажем, аффинажных мощностей в стране, так уж исторически сложилось, переизбыток, между заводами жесткая конкуренция. Банк может добиться от аффинажных предприятий существенных скидок при организации переплавки больших слитков в мелкие — и на этом
Однако, на мой взгляд, в реальности в случае отмены НДС при продаже золота физлицам прибыль банков окажется значительно серьезнее. Просто потому, что весь описанный выше процесс подготовки мерных слитков к продаже будет проводиться… только на бумаге. На самом деле золотые слитки в большинстве случаев банки станут реализовывать в промышленных масштабах. Промышленности же — ювелирной. Но по документам все это пройдет как реализация «физикам».
Насколько рядовым гражданам нашей страны этой весной понадобится золото как инструмент спасения накоплений — вопрос открытый. Вот если бы НДС отменили полгода назад… В конце прошлого года Сбербанк осуществлял, как рассказывают его руководители, продажу слитков общим весом до 200—300 килограммов в одни руки! Для разовых сделок с «физиками» — объем фантастический. На пике панических ожиданий девальвации. А сейчас, кажется, все, у кого были свободные рублевые средства, их уже конвертировали.
Но абсолютно бесспорно, что для отечественных ювелиров приобретение сырья без уплаты налога на добавленную стоимость — давняя мечта. Так сказать, предмет первой необходимости. Чтобы хотя бы отсрочить момент уплаты НДС, ювелирные предприятия годами разрабатывали всяческие хитроумные «серые» и не очень схемы. И, опять-таки, в отрасли хорошо известно, что даже часть инвестиционных золотых монет «Победоносец», продаваемых частным лицам, успешно осваивалась нашими ювелирами в качестве сырья для производства украшений. Это, конечно, удовольствие не из дешевых, но, учитывая фактор отсутствия НДС, некоторый экономический смысл в нем был (особенно в начале 2008 года, когда на слухах о предстоящей денежной реформе возник в России дефицит золота и всерьез обсуждался вопрос импорта драгметаллов для промышленных нужд).
А часть ювелиров схем не выстраивала, но просто традиционно работала с нелегальным сырьем (доля которого, по слухам, в общем объеме продукции достигала — у самых наглых — 50%). Я даже не о полуподпольных ювелирных мануфактурах говорю, которые кормят сейчас едва ли не половину Костромской области, а о достаточно крупных производителях. Откуда это нелегальное золото появлялось на рынке — тема отдельного разговора. Теперь, если налоговые изменения вступят в силу, и схем никаких придумывать не надо. Легализовать же произведенную продукцию ювелиры сумеют без особых проблем. Возможно, именно поэтому государство в последние годы и не торопилось отменять НДС на продажу золотых слитков физлицам.
Конечно, потери государства в описанном гипотетическом варианте относительно невелики. Сейчас потребность в золоте всей ювелирной отрасли России оценивается в 50—60 тонн в год. Ну не заплатят ювелиры НДС при приобретении 20—30 тонн желтого металла. Бюджет от этого не рухнет. С другой стороны, производство предметов роскоши (в данном случае украшений из драгметаллов) тоже нуждается в период кризиса в государственной поддержке, как любая другая отрасль. А может, даже и более других, поскольку по ней сокращение спроса ударит особенно сильно. Хотя поддержку эту можно было бы оказать и более прямым путем.