А был ли рост?

Дата публикации: 04.04.2017 00:00
5 501
Время прочтения: 4 минуты

Официальная статистика не дает однозначного ответа на вопрос, вышла ли российская экономика на траекторию роста.

Российские власти с удовольствием сообщают об улучшении ситуации в экономике страны, обновляя и без того оптимистичные прогнозы на еще более радужные. Статистика же показывает, что если восстановление системы имеет место быть, то оно как минимум неоднородное. А как максимум — факты оптимизма единичны и не подтверждены. Единственное исключение из этого правила — отчеты по инфляции.

За статистику в РФ на официальном уровне отвечает Росстат. Он подчиняется напрямую правительству после серии переподчинений, которые ни к чему хорошему не привели. Статистическое ведомство до недавнего времени придерживалось довольно консервативной методики. Минувшей осенью Росстат завершил переход системы наблюдений на стандарты, близкие к европейским нормам. Полноценный переход потребовал пересчета макроэкономических параметров за предыдущее время. Как водится, все пошло не так гладко, как хотелось бы: что-то пересчитали и обрадовались, что-то предпочли не пересматривать или решили пересчитать постепенно. Разница в наблюдениях понравилась российскому правительству, поскольку отчеты доказывали планомерное восстановление экономической системы, причем одновременно по разным ключевым направлениям.

Такие положительные изменения стали видны в данных по рынку занятости, средним уровням оплаты труда, спросу на кредитные продукты разного уровня, параметрам задолженности. «Белые» пятна проявились в расчетах по промышленному производству — здесь по-прежнему можно наблюдать неоднородную динамику, когда два месяца роста полностью перечеркивались месяцем провала.

Именно это обострило интерес других финансовых ведомств к работе Росстата. Вновь появились разговоры о подчинении статуправления Министерству экономического развития. Эта старая «новая» идея мало кому понравилась — и без детального анализа очевидно, что тогда в статистике сложно будет найти что-то, полностью отражающее реальность в той или иной сфере. Объединение и «подгон» статданных под нечто универсальное и отражающее заявление властей способно отрицательно влиять на инвестиционную привлекательность российской экономики. Там, где нет доступа к мониторингу, нет и инвестиций.

Что касается конкретных цифр, здесь все действительно не слишком однородно. Опираемся, естественно, на данные Росстата. Итак: уровень экономической активности в РФ за прошлый год восстанавливался вплоть до августа, когда достиг максимальной отметки в 70,3%, после чего плавно спустился к сегодняшним 68,5%. Численность занятого населения изменялась синхронно — годовых максимумов показатель достиг в августе, позже снизился довольно значительно. Экспортные параметры двигались неоднородно на протяжении года, зато показатели импорта росли последовательно все двенадцать месяцев. Инфляция легла в четкий нисходящий тренд, но это и без графика понятно: все силы ЦБ были брошены на подавление индекса потребительских цен. При этом личная инфляция россиянина существенно ниже не стала.

Индикатор делового доверия в России остается в отрицательной зоне. Его минимум составил -8 пунктов в декабре 2016 года, и на протяжении всего отчетного периода индекс плавно ухудшался. Промышленное производство весь 2016 год стояло в положительной области — держим во внимании пересмотры в соответствии с новыми стандартами наблюдений. Но в начале 2017 года оно резко ослабло. Деловая активность PMI в производственном секторе вернулась на уровень выше 50 пунктов, который отделяет рост от падения, в августе 2016 года, и пока остается внутри растущего канала. Сфера услуг тоже пока опасений не вызывает — здесь все более-менее ровно, хотя расширение интереса россиян к покупкам товаров и услуг основано лишь на отсутствии экономических потрясений, но никак не на улучшении параметров доходов.

Получается, что оснований для выраженного роста мало, но они присутствуют. Хотя и негатива хватает. Взять только затянувшееся падение уровня личных доходов россиян, которое длится более 26 месяцев. Потребитель мало тратит — производитель не вкладывается в производство, не покупает сырье и расходные материалы, не дает заказы. Все взаимосвязано. Степень выздоровления российской экономики, если внимательно изучить данные официальной статистики, остается начальной, базовой. И ее довольно элементарно свести на нет.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции


Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме