В России почему-то принято говорить о зарубежных банках с придыханием. Дескать, там и сервис, и надежность, и высокие технологии. Не то что у нас. На самом деле все далеко не так однозначно, а насчет технологий — вообще спорно. Но обсуждение банковского сервиса за рубежом обычно базируется на информации, почерпнутой из кинофильмов. И напоминает спор о вкусе черной икры между теми, кто ее никогда не ел…
Хочу рассказать одну историю, которая, возможно, заставит вас смотреть на причуды своего банка чуть более снисходительно.
Один мой хороший знакомый много лет назад уехал в Израиль, потом приехал ненадолго в Москву на заработки, да так и прижился. Но связь с исторической не потерял, регулярно летает к друзьям и родственникам, да и счет в банке тоже закрывать не стал. Больше того — регулярно его пополнял.
Здесь стоит отметить, что депозит в израильском банке — вещь довольно бесполезная из-за очень низкой ставки, составляющей какие-то доли процента. Поэтому, с учетом крепкого курса шекеля, проще хранить деньги на обычном, текущем счете. На остаток, правда, никто не начисляет проценты. Больше того, каждый месяц списывается небольшая сумма за сам факт существования счета. Но все же на фоне рубля шекель в последнюю пару лет выигрывал. Да и чем дальше заначка, тем сохраннее.
В общем, все было хорошо, но в 2016 году мой знакомый так заработался, что до Израиля ни разу не добрался. Время такое, не до отдыха. Разнообразная корреспонденция от банка приходила на почтовый адрес друзей (да-да, в Израиле принято раз в месяц прислать бумажное письмо с выпиской и рекламой), и все было хорошо. Но вдруг однажды друзьям позвонили из банка. И грозным голосом потребовали пригласить к аппарату владельца счета. Узнав, что последний отсутствует, сотрудник банка посоветовал срочно перезвонить для решения очень серьезной проблемы. Суть проблемы сотрудник описать отказался, сославшись на банковскую тайну.
Слегка встревоженный, мой знакомый на следующее утро позвонил в Израиль. После проведения процедуры идентификации его огорошили информацией, что деньги на счете отсутствуют. Больше того, там образовался минус в 100 шекелей. На вопрос «а где же все мои деньги?» сотрудник ответить не смог. Он лишь предложил срочно погасить задолженность, дабы избежать суровых санкций.
При первой же возможности владелец счета вылетел в Израиль. Получить ответы на интересующие вопросы он мог только в одном, «своем» отделении (ничего не напоминает?). Работает это отделение, как принято на Земле обетованной, только до обеда. А раз в неделю, когда оно открывается на несколько часов еще и вечером, перед входом выстраивается очередь из тех, кто не уместился внутри.
Следующим утром знакомый вошел в отделение прямо после открытия. В связи с тем, что израильские бабушки получают пенсию прямо на счет, а коммунальные платежи снимаются оттуда автоматически, очереди практически не было. И очень скоро прекрасная сотрудница банка сообщила бывшему земляку, что деньги со счета у него снял… сам банк. Оказывается, если в течение года не совершать трансакции по карточке и не пополнять счет, банк начинает считать последний заброшенным. И вкладывает все средства в фондовый рынок на свое усмотрение.
Все бы ничего, но к счету была подключена так называемая программа сбережения, по которой с него ежемесячно снималась фиксированная сумма, отправлявшаяся на пенсионный счет. И когда из-за отсутствия средств операция не удалась, банк оштрафовал владельца счета на те самые 100 шекелей.
Немного удивившись, если использовать литературные термины, знакомый попросил вернуть все деньги туда, где они лежали. Что и было проделано. Правда, не сразу. Между распоряжением и поступлением денег на счет прошло три дня. Не удалась и попытка переоформить кредитную карту, срок действия которой заканчивался через несколько месяцев. Мол, из-за отсутствия трансакций кредитка вообще не положена, только карточка для банкомата. Но даже если срочно положить на счет кучу денег, изготовление карты занимает семь рабочих дней, а к тому времени знакомый уже планировал трудиться в Москве.
Ничего плохого, как видим, не произошло. Деньги не пропали. В Израиль слетал. С друзьями повидался. Узнал что-то новое о банковских сервисах.
Но подобная фамильярность по отношению к деньгам клиента в одном из крупнейших банков страны, где к финансам относятся с большим пиететом, немного настораживает.
А ну как и наши решат поднимать фондовый рынок за счет «спящих» счетов?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
А вывод-то простой, условия договора надо читать в любой стране.
Знают уже давно...
http://www.banki.ru/services/responses/bank/response/10062556/
Други мои, в наших банках, при отсутствии движняка на счету банк списывает определенную сумму себе в доход - читайте тарифы. И делает это уже давно года с 2007, так, что загнать сваленные в кучу деньги на фонду дело правильное, только в РФ не законное.
А то что проценты на вклады мизерные и на остаток бабло не капает, так на то есть инструменты долгосрочного накопления, которых у нас нема - и только.
Какие-то взаимоисключающие параграфы, да еще для земли обетованной. Хранить деньги не там, где хоть копеечные, да проценты+ видимо, нет платы за текущей счет, но там, где нет процентов совсем, да еще и списывают абонентскую плату) Сразу видно, не абориген ваш знакомец, совсем нет...