Уоррена Баффета часто называют волшебником или провидцем, хотя на самом деле за каждой его сделкой стоит колоссальная работа по сбору и анализу финансовой информации и глубокое понимание бизнеса. Реально ли в России инвестировать так, как это делает Баффет?
Как инвестирует Баффет
Стратегия Баффета основана на понимании глобальных тенденций экономики. Однако практикой российского рынка подобная стратегия не стала. Хотя на рынке есть компании, достойные подобного инвестирования.
Давайте сначала посмотрим на принципы, которые лежат в основе стратегии Баффета.
Первый — только долгосрочное инвестирование. От пяти лет и более. Своим инвестиционным горизонтом Баффет называет вечность. При инвестировании в российские активы сроки должны быть такими же. Реализуя такую стратегию, не стоит реагировать на ежедневные сообщения, которые дают лишь краткосрочные падения или рост акций предприятий. Чтобы не «дергаться» из-за новостей, инвестор должен понимать реальную стоимость компаний и осознавать потенциал их долгосрочного роста.
Как с этим разобраться до такой дзен-уверенности — это второй принцип.
Второй принцип инвестирования — поиск надежных компаний, способных поддерживать хорошие темпы роста и устойчиво генерировать прибыль в любых рыночных условиях.
В этой простой формуле успеха содержится два вопроса:
1. Каковы критерии выбора надежной компании?
2. Какая цена является хорошей для ее покупки?
Надежность означает, что компания уже показывает хорошие результаты в течение достаточно длительного времени.
Качество продукции и качество управления — два критерия, которые можно оценить, если сфера деятельности компании понятна инвестору.
Конечно, принятие инвестиционного решения невозможно без анализа финансового положения компании на основе бухгалтерской отчетности, расчета традиционных коэффициентов (ликвидности, оборачиваемости, рентабельности активов и структуры капитала), позволяющих сделать вывод о ее платежеспособности, финансовой устойчивости и эффективности работы.
Для начинающего инвестора столь глубокий финансовый анализ эмитента может показаться слишком трудоемким или вообще невыполнимым. Однако именно фундаментальность подхода Баффета обеспечивает качество принимаемых им инвестиционных решений.
Глава холдинговой компании Berkshire Hathaway Уоррен Баффет, считающийся гуру инвестирования, опубликовал ежегодное послание акционерам. С такими письмами он обращается с 1965 года. За весь 2015 год акции Berkshire Hathaway подешевели на 12,5%, в то время как индекс S&P500 поднялся на 1,4%, это худший показатель для инвестора с 2009 года. С начала 2016 года акции фирмы стабильно торгуются в районе 130–135 долларов за бумагу.
Стоимость, а не цена
Уоррен Баффет четко разделяет два понятия: рыночной цены компании и ее стоимости. Задача инвестора на начальном этапе — определить фундаментально обоснованную стоимость компании и соотнести ее с текущей рыночной ценой. И ориентироваться в первую очередь на стоимость компании, а не на рыночную цену, которая может колебаться в зависимости от действий рыночных игроков или регулятора.
Примеры таких компаний в России есть.
В 2016 году лидером роста на фондовом рынке стала электроэнергетика: на ММВБ сектор показал рост в 110%, паевые инвестиционные фонды, ориентированные на сектор электроэнергетики, — от 75% до 150%, стоимость Ленэнерго выросла более чем на 280%, Россети — на 270%, ФСК ЕЭС — на 240%, Мосэнерго — на 202% и т. д. Бумаги всего сектора значительно опережали рынок на протяжении всего года.
Акции компаний этого сектора многие годы были недооценены. Результат 2016 года уже впечатляет, а главное, есть дальнейший потенциал для роста.
Однако надо понимать, что многие управляющие компании постоянно работают над тем, чтобы найти недооцененные, но перспективные компании российского рынка. Кто смог увидеть такую компанию раньше других, тот имеет серьезные шансы получить «Баффет-эффект». Но не сразу, а через пять лет.
Стратегия Баффета требует весьма серьезной финансовой подготовки, но, придерживаясь ее, и в России можно инвестировать без страха.
Сухой остаток
В российских паевых фондах и индивидуальном доверительном управлении сейчас редко используют принципы подобной стратегии, поскольку доверительное управление ограничено — инвестиционным горизонтом клиента и допустимым риском.
Факты таковы: лишь немногие клиенты, не более 5—10% от всех клиентов паевых фондов и доверительного управления, сейчас готовы заключить договор на 5—10 лет. Еще меньше клиентов, склонных к повышенному риску, готовых к возможной значительной просадке портфеля в течение этого времени.
Увеличению числа таких клиентов на российском рынке будет способствовать стабилизация политической и экономической ситуации в стране. Дело в том, что люди в условиях паники и отсутствия доверия не склонны к риску. Поэтому большинство стратегий ориентировано на сохранение сбережений.
Важно также повышать уровень финансовой грамотности инвесторов. Ведь когда человек инвестирует не последние деньги и к тому же разбирается в основных тенденциях рынка, он адекватно реагирует на возможные просадки активов, понимает инвестиционные цели, которые ставятся и реализуются управляющей компанией.
Клиентов, ориентирующихся на «Баффет-эффект», в России мало. Однако 20 лет назад их не было совсем. Чем больше клиентов будут придерживаться подобной стратегии, тем больше шансов интенсивно развиваться у нашей экономики. И наоборот: чем лучше развивается экономика, тем больше россиян будут придерживаться инвестиционной стратегии Уоррена Баффета.
Ольга МЕЩЕРЯКОВА, генеральный директор управляющей компании «ПЕРАМО», для Banki.ru
Комментарии
24 года назад государство отобрало у большинства россиян все накопления, оставив их на грани выживания.
18 лет назад история повторилась.
4 года назад все накопления россиян обесценились в 1.5-2 раза относительно основных мировых валют. Началось закручивание гаек для населения, балансируем на грани войны.
Какие долгосрочные инвестиции? Видно только одно: граждане для страны -
материал для выжимания денег на кайены.
Правила игры меняются по ходу дела, рейдерские захваты - норма, суды, полиция, госслужащие перепроданы по нескольку раз.
Был бизнес - да отняли, был вклад - да украли, была пенсия - да заморозили, были ГКО - да обнулили... какие в таких условиях возможны инвестиции?