Рейтинг российских автокредитных банков, составленный порталом Банки.ру, показывает, что в первом полугодии 2014 года на автокредитном рынке все было достаточно спокойно: многие кредитные организации продолжили наращивать портфели и объемы выдач, ряд игроков даже заметно увеличили долю автокредитов в рознице. Однако представители банков прогнозируют, что скоро для этого рынка настанут сложные времена.
Портал Банки.ру подготовил рейтинг автокредитных банков по итогам первого полугодия 2014 года. В рамках исследования были рассмотрены объемы автокредитных портфелей банков, уровень просрочки по ним, а также объемы выдач и количество выданных автокредитов по Москве, Московской области и другим регионам.
В рейтинге приняли участие 47 кредитных организаций, из них 46 поделились данными о своих портфелях автокредитов. Росбанк прислал информацию только об объеме и количестве автокредитов, предоставленных им физическим лицам в первом полугодии 2014-го. Таким образом, совокупный портфель автокредитов участников рейтинга на 1 июля 2014 года составил 660,3 млрд рублей.
Самым большим портфелем автокредитов физлицам располагает группа Сбербанка России с показателем в 141,8 млрд рублей, при этом у Сетелем Банка, входящего в группу, портфель достигает 57,7 млрд рублей.
На втором месте – Русфинанс Банк, его портфель насчитывает 84,3 млрд рублей. На третьем месте с небольшим отрывом ЮниКредит Банк (84,1 млрд рублей). Отметим, что данный рейтинг составлен без учета данных ВТБ 24, который по итогам 2013 года занял вторую строчку среди банков с наибольшим объемом портфеля автокредитов.
С начала текущего года лучшую динамику по росту портфеля автокредитов физлицам из представленных кредитных организаций показал Сетелем Банк (плюс 57,86%). Наибольшее падение отмечено у банка «Возрождение» (минус 30,68%), а среди банков с портфелем более 1 млрд рублей – у Мособлбанка (минус 11,53%). Сильное падение АйМаниБанка вызвано тем, что часть портфеля он передал на секъюритизацию.
Спокойное движение
Среди банков – участников рейтинга с января 2014 года не произошло разительных изменений объема автокредитов, за исключением Сетелем Банка – он нарастил портфель с 36,5 млрд до 57,7 млрд рублей. Заметный минус показал Кредит Европа Банк, сократив объем портфеля с 47,3 млрд до 42,3 млрд рублей.
Участники рейтинга также не продемонстрировали особо сильного наращивания или снижения доли автокредитов в структуре розничного портфеля.
Первобанк с января по июль 2014 года увеличил долю автокредитов на 7,71 процентного пункта (до 46,82%), Плюс Банк – на 6,69 п. п. (до 76,07%), Сетелем Банк – на 6,59 п. п. (до 77,82%), а банк «Балтика» – на 4,88 п. п. (до 9,93%).
Банки указывают, что в существующих нестабильных экономических условиях они намерены и дальше делать ставку на залоговые виды кредитования. Например, председатель правления Первобанка Андрей Гончаров рассказал, что планомерное увеличение доли автокредитов в кредитном портфеле – это часть стратегии банка. «В сегменте розничного кредитования Первобанк сконцентрирован на целевых обеспеченных кредитах – автокредитах и ипотеке. По автокредитованию банк входит в топ-30 ведущих российских банков, по ипотеке – в топ-50. Наиболее высоким спросом среди наших клиентов пользуются именно автокредиты – на них приходится 82% заявок, поступивших в банк за первые девять месяцев 2014 года, – отмечает Гончаров. – Если на начало года, по нашим подсчетам, доля автокредитов в общем розничном портфеле банка составляла 45,5%, то на 1 ноября она достигла 55,7%, увеличившись на 10,2 процентного пункта. Мы нацелены на дальнейшее увеличение: это касается как доли в кредитном портфеле, так и объемов выдаваемых автокредитов. Поскольку эти кредиты являются целевыми и обеспеченными, качество формируемого банком розничного кредитного портфеля заметно выше среднерыночного».
Наиболее заметно снизили долю автокредитов в розничном портфеле ЮниКредит Банк и Абсолют Банк – чуть более чем на 3 п. п. Таким образом, у «ЮниКредита» доля автокредитов в розничном портфеле на 1 июля 2014 года составила 53,22%, а у «Абсолюта» – 11,98%.
«Снижение доли автокредитов – это для нас вполне ожидаемый процесс, связанный с тем, что часть клиентов быстрее, чем обычно, осуществляет досрочные погашения. Кроме того, меняется структура нашего автокредитного портфеля с точки зрения брендов, – поясняет директор департамента розничных продаж ЮниКредит Банка Иван Матвеев. – Но мы видим, что в соответствии с нашими планами остальные сегменты нашего розничного портфеля развиваются гармонично, кроме того, в продажах увеличивается доля некредитных продуктов».
«Снижение доли автокредитов в кредитном портфеле банка – естественный процесс. В соответствии с нашей бизнес-стратегией, основным розничным продуктом сегодня является ипотека, а не автокредиты, – комментирует заместитель председателя правления Абсолют Банка Татьяна Ушкова. – Ипотека – именно тот самый вид кредитования, который сегодня является одним из самых перспективных в банковской рознице. Банк активно наращивает объем ипотечного портфеля: по итогам октября он приблизился к отметке 46 миллиардов рублей. В связи с этим растет и доля ипотеки в общем портфеле розничных кредитов, что и приводит, в свою очередь, к снижению доли автокредитов».
Занимательные цифры
О своей просрочке по автокредитам для рейтинга Банки.ру согласился рассказать 41 банк. Из этого числа наименьшая просрочка у Сургутнефтегазбанка – 0,06%. Также в антилидерах по доле просроченной задолженности Абсолют Банк (0,30%) и банк «Агропромкредит» (0,32%).
В среднем просрочка у участников рейтинга равняется 6,67%. У десяти банков доля просроченной задолженности в портфеле автокредитов на 1 июля 2014 года не превышала 1%.
В первом полугодии 2014-го 46 банков, принявших участие в рейтинге, в совокупности предоставили физическим лицам автокредитов на сумму 218,8 млрд рублей.
Больше всего автозаймов выдала группа Сбербанка России (40,2 млрд рублей, включая 32,2 млрд, выданные Сетелем Банком). На втором месте – ЮниКредит Банк (29,9 млрд рублей), на третьем – Русфинанс Банк (24,4 млрд рублей). Эти же кредитные учреждения лидируют по количеству предоставленных займов. Так, за первые шесть месяцев 2014 года группа Сбербанка России выдала 70,9 тыс. автокредитов (из них 57 тыс. выдал Сетелем Банк). На ЮниКредит Банк приходится 54,1 тыс., а на Русфинанс Банк – 51,2 тыс. автокредитов.
Все вместе участники рейтинга выдали почти 400 тыс. займов на приобретение автомобиля в первые шесть месяцев текущего года.
Успеть вскочить в последний автомобиль
По мнению банкиров, итоги второго полугодия на рынке автокредитования будут менее впечатляющими, чем в первом. Виной тому – и макроэкономическая ситуация, и ужесточение подходов к кредитованию самими банками.
«Судя по темпам снижения объемов автокредитования, которые мы видим сейчас (за девять месяцев текущего года снижение составило 25%, по данным Frank Research Group), рынок будет сужаться и в ближайшей перспективе, – предостерегает Татьяна Ушакова из Абсолют Банка. – Назвать конкретную причину сложно, скорее стоит говорить о совокупности факторов: экономическая ситуация, курс рубля и прочее».
Вице-президент универсальной автофинансовой компании «Европлан» Александр Михайлов прогнозирует, что объем продаж автокредитов во втором полугодии текущего года в целом по рынку снизится относительно второго полугодия 2013-го и ожидает сужения рынка автокредитования по итогам 2014-го.
«Заметно наращивать объемы автокредитов в своих портфелях смогут только кэптивные банки и банки-монолайнеры. У универсальных банков увеличения доли автокредитов не будет или оно будет несущественным», – предполагает Михайлов.
Он называет несколько причин для грядущих изменений. Во-первых, это гораздо более избирательный подход кредиторов к заемщикам. «Стремясь минимизировать свои риски в наше непростое время, банки стали одобрять меньше автокредитов и повысили свои требования к кредитной истории и финансовому положению заемщика. Параллельно с этим снижается и активность со стороны самих клиентов, – разъясняет эксперт. – Во-вторых, определилась тенденция к перераспределению рынка между банками: часть банков существенно снизили объемы продаж автокредитов, а другие в свою очередь активно увеличивают свою долю на рынке».
«Также заметен рост доли вторичного рынка и спроса на кредиты для покупки подержанных автомобилей. И наконец, самое важное: в этом году у автокредита впервые появилась настоящая альтернатива в виде лизинга автомобилей для физических лиц. Лизинг в России может занять 25–30% рынка финансирования покупки автомобиля, как в других странах Европы и Америке», – уверен вице-президент «Европлана».
Как указывает Иван Матвеев из ЮниКредит Банка, рынок автокредитования снижается, поскольку не может функционировать в отрыве от авторынка, где видно снижение продаж (за восемь месяцев снижение авторынка составило 12% год к году). «Однако для нас очень важно, что, несмотря на эту ситуацию, мы фиксируем существенный рост целевого для нас сегмента автокредитования (брендов, на которых мы сейчас концентрируемся), где выдачи год к году выросли более чем на 50%», – замечает Матвеев.
Как бы то ни было, он ожидает дальнейшего снижения темпов роста рынка и полагает, что этот тренд, возможно, даже усилится, поскольку этому способствуют и ситуация в экономике, и дальнейшее снижение рубля, и другие негативные факторы.
«Однако я не исключаю, что озабоченность потенциальных покупателей автомобилей курсом нашей национальной валюты и ожидаемым повышением цен на популярные модели приведут к некоторому оживлению рынка в оставшиеся два месяца. Люди будут стремиться приобрести новые автомобили по прежним ценам, поскольку очевидно, что машины, которые появятся на рынке в начале следующего года, будут уже стоить дороже. Впрочем, эта же тенденция наверняка негативно повлияет на продажи автомобилей в начале следующего года», – размышляет Матвеев.
Директор департамента автокредитования Сетелем Банка Владимир Мартюков также склонен верить, что до конца года спрос на покупку автомобилей, в том числе в кредит, возрастет. «Во втором полугодии 2014 года рынок автокредитования ощутил позитивное влияние программы утилизации автомобилей. Наряду со скидками по программе утилизации покупателям доступны и специальные программы автокредитования. Скорое окончание программы утилизации, а также инфляционные ожидания стимулируют клиентов не откладывать приобретение автомобилей – это может позитивно сказаться на рынке автокредитования до конца 2014 года», – комментирует он.
Более позитивный настрой у президента Тойота Банка Александра Колошенко. «Вероятно, рынок автокредитования будет оставаться на уровне продаж первого полугодия. Большинство игроков вынуждены корректировать (повышать) ставки по предлагаемым автокредитам, в то время как некоторые другие игроки отчаянно пытаются показать стабильный рост своего бизнеса и портфеля, а также нарастить долю на рынке – за счет крайне низких ставок, особенно для крупных сумм кредитов. Другое дело, что весь этот рост бизнеса и долей скорее «призрачный»: даже небольшая корректировка (повышение) ставок все вернет на свои места», – обращает внимание банкир.
«Можно предположить, что второе полугодие будет немного стабильнее первого, с более высоким средним уровнем продаж автомобилей в кредит, – прогнозирует Колошенко. – Первая половина года проходила на фоне начала значительных колебаний курсов валют и процентных ставок, и клиенты старались купить автомобили за наличные, дилеры уделяли меньше внимания автокредитованию. За прошедшие месяцы клиенты успели привыкнуть к изменениям и более спокойно ориентируются в новых условиях. В любом случае, доля кредитных продаж стабилизировалась и даже начала немного расти».
Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru