Объяснить ребенку основы и важность денежного рынка, личного бюджета и финансового планирования — задача нетривиальная. Несколько финансовых игр помогут в этом родителям будущих банкиров.
Специалисты из разных областей советуют обучать детей бережливости, составлению финансового бюджета и планированию финансовых целей всю сознательную жизнь. Причем в каждом возрасте делать это нужно по-разному, а начинать можно уже с детского сада.
На основе личного опыта из детства, а также общения с ребятней и ее родителями и прочитанными в разное время статьями, книгами, колонками обозреватель Банки.ру придумала несколько игр (кроме «Монополии»), которые научат детей обращаться с деньгами и «мыслить финансово».
Играем в «Купи-продай»
Попросите ребенка устроить своеобразный базар: пусть он разложит несколько своих игрушек на любой горизонтальной поверхности и установит на них цены. Попросите сына или дочку объяснить, за что конкретный товар «получил» свою цену (так вы одновременно узнаете, что ценит ваш малыш в его собственном микромире). После ознакомления с «прейскурантом» начните торговаться с ребенком, пытаясь сбить цену. Потом можете поменяться ролями. Что особенно приятно: базар впоследствии можно заменить на тот же фондовый рынок (правда, правила тут несколько изменятся).
Что развивает. Логику, экономическое мышление, хитрость (она, как известно, не порок), умение отстаивать и формировать собственное мнение, коммуникационные навыки, устный и письменный счет.
Играем в «Оказание услуг»
Если ваш ребенок не любит делать какую-то работу по дому (к примеру, выносить мусор или мыть посуду), назначьте ему денежное вознаграждение за эту активность. Важное условие: чтобы получить деньги, задание придется выполнить как можно качественнее. Только старайтесь играть в «заказчика услуг» нечасто, иначе ваше чадо может отказаться выполнять бесплатно даже простейшие задания — к хорошему быстро привыкаешь.
Что развивает. Силу воли, аккуратность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность. Бонусом ваш ребенок почувствует, что значит работа.
Играем в «Теперь ты — взрослый»
На день или на вечер поменяйтесь с вашим ребенком ролями. Пусть он станет папой, отвечающим за бюджет семьи (или мамой — если у вас в семье так принято). Деньги лучше всего использовать ненастоящие, как вариант можно выбрать купюры из магазина приколов. Дело в том, что сканирование настоящих или распечатка скачанных из Интернета банкнот может привести к печальным последствиям, согласно Уголовному кодексу РФ.
Разделите ваш семейный бюджет на 10 или на 100, чтобы ребенку было удобнее считать, вручите ему получившуюся сумму и попросите распределить деньги на месяц (письменно или вручную). Пусть ребенок сначала сам сформирует бюджет, а недостающие пункты и причины их значимости объясните ему вы.
Что развивает. Ответственность, дисциплинированность, краткосрочное финансовое планирование, экономическое мышление, устный и письменный счет.
Играем в «Маленького банкира»
На самом деле эта финансовая игра — на все времена. Потому что ее можно совершенствовать в зависимости от возраста вашего ребенка. Как только ваш «цветок жизни» научится считать, назначьте его счетоводом в вашем выдуманном банке (отдельным пунктом веселья тут выступит обсуждение названия создаваемой кредитной организации). Ребенок может считать игрушечные деньги, а может, например, семечки или яблоки (заодно понятие «бартера» изучите). Ученику младших и средних классов можно предложить более сложную задачку — стать главным бухгалтером банка. Тут уже пригодится все: сложение, вычитание, умножение, деление, дроби. Со старшеклассником можно разработать полноценный бизнес-план для небольшого банка.
Что развивает. Устный и письменный счет, креативное мышление, коммуникативные навыки, ответственность, дисциплинированность, краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование, экономическое мышление, целеустремленность, исполнительность, лидерские качества. С помощью этой игры ребенок получит знания о том, как это быть подчиненным и быть начальником. Велика вероятность, что ему понравится быть именно начальником, и во взрослой жизни он начнет стремиться к этой цели — чем не радость для родителя.
Играем в «Долг платежом красен»
Одолжите что-то у ребенка и верните ему эту вещь с процентами. Например, вместо одного мандарина верните спустя неделю один мандарин и одну дольку (схема кредита в банке) или три мандарина (схема займа в микрофинансовой организации). Особо креативным заданием может стать «выбивание долга» — конечно, не физическими способами, а путем переговоров. (Навыки доброго коллектора могут пригодиться родителям и в воспитательном процессе.)
Подростку обязательно объясните разницу между краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными кредитами, а также кредитами и займами, уделите особое внимание залоговому кредитованию (автокредит и ипотека), а также расскажите принципы беспроцентной рассрочки и напомните о необходимости взятия расписки у занявшего любую сумму друга.
Что развивает. Внимательность, коммуникативные навыки, устный и письменный счет, терпение, настойчивость, решительность, находчивость.
Играем в «Финансовый футбол»
Поиграйте с вашим ребенком в самый обыкновенный футбол. Но за каждый гол назначайте небольшой денежный приз. Станьте на ворота и старайтесь не поддаваться! (Ну, может, пару раз.) Кто знает, вдруг эта игра смотивирует ваше чадо стать в будущем известным футболистом! Футбол можно заменить на любой другой доступный вид спорта, а материальное вознаграждение — на сладость. На самом деле подойдет даже просто кидание мячика друг другу по принципам «одна подача — один вопрос», «один правильный ответ — один приз», а «гонять» сына или дочку можно по школьной программе — заодно и «домашку» сделаете.
Что развивает. Волю к победе, физическую выносливость, лидерские качества, стратегическое мышление и… немного жадности, так что не играйте в эту игру часто и на большие суммы! Вместо физических достижений или вместе с ними можно также поощрять достижения в школе.
Играем в «Монополию»
Да-да, закончим мы самым простым симулятором настоящей жизни (правда, начинающимся с достаточно набитым кошельком). «Монополия» или иная настольная игра, в которой приходится следить за своим бюджетом и планировать расходы совместно с доходами, — отличный вариант для отработки этих навыков для маленького гражданина. Вы даже можете создать подобную игру самостоятельно — от фишек и игровой валюты до правил и игровых штрафов.
Что развивает. Внимательность, усидчивость (одна партия той же «Монополии» длится достаточно долго), краткосрочное финансовое планирование, экономическое мышление, целеустремленность, устный и письменный счет.
Играя в каждую из этих игр, в ребенке следует заложить мысль о том, что полученные деньги не стоит тратить на ежеминутные радости, а необходимо копить, чтобы впоследствии купить что-то действительно ценное и желанное. Для этого можно заранее обсудить с ребенком, о чем он мечтает, рассчитать вместе с ним, сколько ему нужно «зарабатывать» каждый день или каждый месяц (зависит от дороговизны цели) и распланировать «финансовый маршрут» к достижению материальной цели.
Крайне важно! Никогда не ставьте сыну или дочке в качестве материальной цели запись в спортивный или творческий кружок и иные активности, направленные на саморазвитие ребенка. Эти цели идут вне «заработков» вашего ребенка и по возможности должны поддерживаться, несмотря ни на что.
А какие финансовые игры со своим ребенком практикуете вы?
Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru
Комментарии
К финансам. Маленьких детей надо приучать к бережливости. Не ломать игрушки почем зря. Если ребенок рвет книги, значит ему еще рано их читать распечатайте на принтере раскраску. Детям 7-9 лет уже можно выпустить допкарту, показав как ей пользоваться "Ты ужо взрослый\ая будем учиться добывать деньги из этого ящика банкомата" Не надо надеяться.что об этом в школе расскажет тетя -учительница-некоторые развивающие учебники для детей написаны откровенно недоразвитыми авторами. В юном возрасте востребованы практические навыки "как?",а не не "что? и "зачем? в представлении папы\мамы.
Игра "Что имеем не храним.потерявши плачем" если дети разбрасывают свои вещи, небрежно носят ключи, а потом не находит свои кроссовки, то можно объяснить что вещи могут теряться. Если вещь потеряна в доме помогать в поисках не следует-даже если будут вопли и слезы-зато в голове отложиться,а не потому что родители сказали. развивает аккуратность и привычку класть на место. Для любого возраста
"Кривда жизни" Надо объяснять что жизнь в реале и в худлитературе очень отличается Если дите достаточно большое 10-12 лет вариантов море. Если торопясь в аэропорт нарушили ПДД иостановил гаишник, не надо очень скрывать от дитяти правду жизни. Если маленьким детям вовсе необязательно знать почему "дядя Степа" вдруг подобрел, то младшим подросткам объяснить все как есть. рассказать смехом,что если "дядя Степа начинает долго и грустно перебирать бумаги втайне ,надеясь на сюрприз Кстати старшим можно позволять покрутить руль на проселочных дорогах. Помимо поощрительного эффекта(особенно для пацанов), это имеет и долгосрочный экономический эффект-вероятность что надо будет пересдавать вождение будет меньше
А вообще это тема сложная-воспитание
По-моему личному опыту 90% родителей даже не заглядывают в электронный дневник (со 2 по 6 класс точно), а 60% родителей считают, что иностранный язык - совсем необязательный и ненужный предмет для его ребёнка.
Так о какой финансовой грамотности детей можно говорить?
Деньги как раз нужно тратить, а не копить.
Чем больше люди тратят, в том числе заёмных средств, тем больше у них стимулов их зарабатывать. Это, в свою очередь, благотворно влияет на экономику.