1. Что происходит?
С 28 января 2019 года в России начинает работать Система быстрых платежей (СБП). Она позволит физическим лицам переводить деньги со счета на счет в разных банках как самим себе, так и друг другу, указав только номер телефона. В ближайшее время новый функционал смогут опробовать лишь некоторые клиенты банков — участников СБП, но через месяц банки смогут предложить его всем своим клиентам.
2. Как это работает?
Изначально банки будут сами «встраивать» в свои мобильные и интернет-банки возможность осуществления переводов через СБП. Пользователю будет достаточно зайти в то же банковское мобильное приложение, выбрать нужный раздел, выбрать номер телефона, к которому привязан нужный счет для перевода (а при необходимости еще и банк), ввести сумму и подтвердить перевод. Дополнительно регистрироваться в СБП не нужно, идентификатором клиента служит его номер мобильного.
Важная особенность: чтобы совершить перевод в СБП, банк-отправитель и банк-получатель должны быть подключены к системе. Переводы осуществляются по любым счетам, кроме кредитных (так как это, по сути, ссудный счет самого банка). Счет может быть как карточный (при этом неважно, какая у вас платежная система), так и текущий или депозитный.
3. В чем отличие от существующих систем переводов?
СБП построена на двух основных принципах: мгновенность и срочность. Это значит, что с момента отправки перевода до его зачисления пройдет менее 15 секунд. При этом переводы в системе можно будет совершать круглосуточно 365 дней в году, даже в выходные и праздники они дойдут до получателя в кратчайший срок. Однако есть одна особенность: переводы безотзывные, то есть процедура chargeback в системе СБП не действует.
4. Сколько это стоит?
Обычно комиссия за один перевод из банка в банк составляет 1—1,5% от суммы. В Системе быстрых платежей тарифы будут ниже. Так, в 2019 году для банков установлен льготный период действия СБП, в рамках которого ЦБ РФ не взимает с них комиссию за переводы физлиц. С 2020 года комиссия за один перевод составит для банка от 0,5 до 3 рублей за операцию. Эта комиссия будет взиматься как с банка-отправителя, так и с банка-получателя.
Банки сами будут устанавливать тарифы за переводы в СБП для своих клиентов. Принимая во внимание льготный период с нулевым тарифом, Банк России ожидает, что в 2019 году банки предложат своим клиентам симметричные льготные тарифы. ЦБ совместно с ФАС обещает следить за тем, чтобы комиссии для пользователей оставались на приемлемом уровне. Единоразово с помощью Системы быстрых платежей можно будет перевести до 600 тыс. рублей — это традиционное ограничение для любых денежных переводов в России, регламентированное ЦБ РФ. Одновременно банки могут устанавливать собственные ограничения по сумме переводов внутри СБП в соответствии со своей политикой управления рисками.
5. Какие банки уже подключены?
На первом этапе в проекте участвуют 12 финансовых организаций: Газпромбанк, ВТБ, Альфа-Банк, Промсвязьбанк, «Ак Барс», Райффайзенбанк, Тинькофф Банк, группа QIWI, СКБ-Банк, Росбанк, Совкомбанк и РНКО «Платежный центр». С 28 января 2019 года большинство из них [предложит](https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10832980) части своих клиентов-физлиц сервисы СБП. С 28 февраля эти банки откроют доступ к системе всем своим розничным клиентам.
Также известно, что еще 40 банков планируют подключиться к СБП в обозримой перспективе. По данным Банки.ру, в 2019 году около половины топ-50 банков по активам уже [присоединятся](https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10834658) к СБП.
В Госдуме находится законопроект, который внесет изменения в существующее правовое поле и обяжет все значимые на рынке платежей банки подключиться к Системе быстрых платежей.
6. Что будет, если несколько счетов привязаны к одному номеру мобильного?
Если у пользователя есть несколько счетов в одном банке, то он cможет в своем мобильном банке установить один счет «по умолчанию», на который будут приходить переводы в рамках СБП.
Если же у пользователя есть несколько счетов в разных банках, то он сможет также установить среди них один так называемый дефолтный счет, который будет показан отправителю первым в списке при переводе средств внутри СБП. На этот счет и будут зачисляться все полученные по системе денежные средства.
7. Как быть, если перевод ушел не тому получателю?
Для минимизации подобного риска каждый перевод в СБП пользователь будет подтверждать одним из доступных способов (например, введя код из СМС-сообщения или push-сообщения в мобильном банке). При этом предполагается, что в момент подтверждения он будет видеть маркированные Ф. И. О. получателя средств, которому переводит деньги (например, формата «Ивану Ивановичу К.»).
Если адресат перевода все-таки был указан неверно, то отправителю необходимо обратиться в банк, из которого был сделан перевод, для решения проблемы в индивидуальном порядке. Эксперты [указывают](https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10674592), что в платежной системе ЦБ РФ уже существует сложившийся механизм урегулирования подобных ситуаций. Также важно учитывать, что возврат перевода отправителю возможен только в случае согласия получателя средств.
8. Кто создал СБП?
Система быстрых платежей — это проект Банка России, Национальной системы платежных карт (НСПК) и ассоциации «ФинТех». Оператором и расчетным центром СБП является Банк России. При этом НСПК выступает операционным, платежным и клиринговым центром системы. Ассоциация «ФинТех» будет играть роль площадки для диалога с участниками финансового рынка, задействованными в Системе быстрых платежей.
Несмотря на то что НСПК также является оператором карт «Мир» и оператором всех трансакций, проходящих внутри России по любым платежным картам, Система быстрых платежей является независимым проектом НСПК — для СБП построена отдельная инфраструктура.
9. Что дальше?
Заявлено, что позднее Система быстрых платежей позволит совершать переводы и платежи c2b, то есть от физических лиц в пользу юридических лиц.
Уже до конца 2019 года может появиться возможность осуществления переводов от физлица на счет торгово-сервисному предприятию по QR-коду, а в будущем рассматривается реализация переводов по другому идентификатору, например, по электронному адресу (e-mail).
Комментарии
Депозитный может быть не всегда. Если депозит не предусматривает возможности пополнения или пополнения запрещены за … дней до окончания срока, то какой может быть перевод на этот счет? Материал размещается на финансовом портале. Странно, что что автор не добавил оговорку.
Налоговики уже потирают потные ладошки.
Это как раз ерунда, а вот пробивать по номеру телефона в каком банке обслуживается клиент станет проще, и если еще и ФИО высветиться то вообще туши свет. А дальше включается социальная инженерия и клиент лишается денег.
Очень часто один телефон привязан к нескольким банкам - что тогда?
В номере телефона, в отличие от карты, нет никакой контрольной информации - ошибки неизбежны.
Межбанк сейчас работает так же практически мгновенно, но с защитой от ошибок.
Такие переводы уже есть, например, в том же Тинькоффе. Но они платные - 1,5%, поэтому интересом не пользуются. Зачем платить за то, что можно сделать бесплатно? По отзывам часто возникает путаница с адресатом перевода, в частности, перевод падает на кредитку, откуда его не извлечь бесплатно. И претензий никому не предъявишь.
Маленькие суммы и так сейчас переводят "на номер" мобильного. Конечно, вывод оттуда платный, но у того, кто платит за мобильный, пойдет в оплату услуг.
Эта услуга будет востребована только среди полных чайников, не охваченных полноценными банковскими услугаи. Но таких будет становиться все меньше и меньше.
Очень хороши такие переводы для жуликов как получателей средств. Похоже именно они лоббировали эту систему обирания полных чайников, не охваченных полноценными банковскими услугами.