Прошло время, когда банковские мобильные приложения были чуть ли не отдельным от интернет-банка сервисом. Альфа-Банк перестроил с нуля свой интернет-банк, а Банки.ру рассказывает и показывает, что в нем нового и где его можно протестировать.
С чего все началось
Мобильное приложение Альфа-Банка уже долго занимает высокие места в рейтингах и даже получило наивысшую оценку среди банковских приложений в App Store — 4,9 из 5 баллов. Приложением регулярно пользуется 80% клиентов банка. Но этого недостаточно — браузерная версия интернет-банка тоже нужна клиентам, а требований с развитием цифрового банка к ней все больше.
Альфа-Банк провел несколько исследований и выяснил, что мобильное приложение не заменяет интернет-банк. Люди используют интернет-банк, чтобы заполнять длинные формы, внимательно изучать многостраничные документы и анализировать финансовую информацию.
«Почти 7 миллионов клиентов Альфа-Банка регулярно пользуются нашими цифровыми каналами. Среди них есть и те, кому удобно пользоваться банковскими сервисами не только в телефоне, но и на планшете, ноутбуке. Именно для таких клиентов мы радикально переработали интернет-банк «Альфа-Клик». Не отказываясь от идеологии mobile first, мы стараемся учесть самые разнообразные потребности пользователей», — объяснил директор по цифровому бизнесу Альфа-Банка Иван Пятков.
Существующие отдельно друг от друга интернет-банк и банковское мобильное приложение уходят в прошлое. У клиентов появляется все больше запросов на то, чтобы оба сервиса синхронизировались в режиме реального времени, были одинаково понятны и легко переключались между собой.
«Цифровой банкинг сегодня, по сути, стал мобильным: десктопный банкинг ушел в прошлое вместе с настольными компьютерами. На смену им пришли ноутбуки и планшеты, а это тоже мобильные девайсы. Значит, оппозиция «мобильное приложение и интернет-банк» перестала быть актуальной. Теперь это все — цифровой банкинг, а клиент выбирает в моменте, что ему удобно», — объяснил лидер команды Alfa Digital в Санкт-Петербурге Владимир Китляр.
Поэтому Альфа-Банк решил не просто тотально обновить, а полностью перестроить свой интернет-банк с нуля. За основу взяли микросервисную архитектуру мобильного приложения, а на экране собрали все продукты в одно место.
Все в одном месте
«Первое, с чего мы начали создание нового интернет-банка, — это главная страница, то, что запомнится больше всего и что привлечет максимум внимания клиента. Очень важно было поймать баланс между функциями и не перегрузить контентом, поэтому здесь мы продумывали каждую деталь, вплоть до запятых», — рассказала продуктовый лидер интернет-банка Нина Красавина.
Раньше клиентам приходилось искать счета и карты в выпадающих пунктах длинного горизонтального меню, это было очень неудобно. Теперь все продукты размещены в закрепленном меню слева. Оно отображается на каждой странице интернет-банка. В меню появились понятные и красивые иконки: сразу видно, где вклад, где карта, где кредит, сколько денег и на каком счете лежит. Рядом с некоторыми продуктами появилась дополнительная информация — дата следующего платежа по кредиту или закрытия вклада.
Клиент может адаптировать меню под себя: любой продукт можно скрыть полностью или убрать отображение баланса рядом с ним. Эта настройка синхронизируется с приложением Альфа-Банка: если скрыть баланс счета на смартфоне, его не будет видно и в интернет-банке.
Переводы, переводы и еще немного о переводах
В Альфа-Банке выяснили, что клиенты часто заходят в интернет-банк, чтобы перевести деньги между своими счетами или с карты на карту. Чтобы это можно было делать удобнее и быстрее, на главной странице появился виджет. С его помощью перевод можно сделать в два клика. Еще этот виджет поможет выгодно обменивать валюту — курсы обновляются каждые 30 секунд.
Большинство клиентов используют интернет-банк, чтобы перевести деньги по реквизитам. Со смартфона вводить длинные номера счетов не очень удобно, поэтому в Альфа-Банке полностью решили переделать раздел платежей и переводов. Главной в этом разделе стала умная форма перевода по реквизитам. При заполнении первых полей она определяет тип перевода: в бюджет, физическому или юридическому лицу, — и в зависимости от этого убирает или добавляет нужные поля. А при вводе ИНН автоматически подгружает остальные реквизиты.
Еще один важный пункт в этом разделе — переводы через Систему быстрых платежей (СБП). Клиенты смогут увидеть, какой лимит у них остался на переводы без комиссии. Такого еще нет ни у одного банка.
Теперь все понятно: счета и карты, вклады, кредиты
В старом интернет-банке счетом назывались и карты. Из-за этого клиенты не могли отличить их друг от друга и, когда нужно было, например, сменить ПИН-код, путались и не понимали, как это сделать. В обновленном интернет-банке счета и карты разделили, а дизайн страниц поменялся. Вверху страницы теперь отображаются самые необходимые функции: пополнить, оплатить, получить реквизиты. А сервисные функции — смена ПИН-кода, блокировка или перевыпуск карты — стали заметнее.
На странице вкладов появился удобный график начислений: сразу становится понятно, сколько процентов уже начислил банк, сколько денег еще придет и когда заканчивается срок вклада.
Похоже выглядит страница кредитов: вместо непонятной диаграммы — лаконичный «бублик» и даты ближайших платежей. Каждый пункт можно развернуть и посмотреть, сколько денег пойдет на погашение основного долга, а сколько — на проценты.
И еще кое-что
Раньше важные уведомления и персональные предложения были разбросаны по всей главной странице: информация о входящих счетах — вверху слева, активация карты — где-то справа внизу, а предложение кредита — прямо по центру. С ходу найти информацию о новом штрафе ГИБДД было непросто.
Сначала в Альфа-Банке пытались решить эту проблему так: персональные предложения сделать в виде ленты баннеров, а остальные уведомления собрать где-то еще. Клиентам это не понравилось, сториз и рекламу смотреть никто не захотел. Но в банке пересмотрели свой подход — все важные уведомления собрали в ленте, а персональные предложения банка оказались в самом конце. Карточки с информацией о ближайших платежах, предупреждения о сроке закрытия вклада, штрафах ГИБДД и счетах на оплату появляются в удобном формате и в одном месте.
Сами страницы плавно «раздвигаются» по вертикали. Для этого была определена последовательность и скорость загрузки блоков страницы и контента. Это не просто дизайн, а важная деталь, которая отвечает за эффект первого впечатления от сервиса.
Совсем скоро в интернет-банке появится авторизация по QR-коду из мобильного приложения, чат с поддержкой, переводы на карты международных банков, а еще адаптивная верстка для смартфонов.
О самом важном
Все-таки последнее слово при использовании приложений мобильного и интернет-банка остается за клиентом. Именно он оценивает тщательнее всех. Поэтому Альфа-Банк просит рассказать, чего не хватает новому интернет-банку. Читайте инструкцию на alfa.click, тестируйте и пишите на newclick@alfabank.ru, что нужно добавить и доработать. Остальное Альфа-Банк берет на себя.